Какая озу лучше. Как выбрать оперативную память? Параметры оперативки

Если вы решили купить дополнительную оперативную память для компьютера, читайте статью с интересной информацией.

Навигация

Оперативная память (ОЗУ) нужно для ПК, чтобы хранить данные. С ее помощью работает ОС и все установленные на устройство программы. Объема данного блока должно быть предостаточно, если его мало, то устройство будет «глючить» и «тормозить». ОЗУ для ПК такое же, как и ОЗУ для ноутбука, поэтому при приобретении этого блока, стоит учитывать те же рекомендации, которые будут даны в статье. Как правильно подобрать ОЗУ, читайте ниже.

Как правильно и какую оперативную память подобрать для компьютера?

Покупайте память от известных брендов в IT-сфере:

Кроме этого учитывайте следующее:

  • Для ПК офисного варианта покупайте один блок DDR4 на 4 гигабайта с частотностью 2400 МГц.
  • ПК, на котором установлены емкие игры и программы, будет отлично функционировать с одним блоком DDR4 на 8 гигабайт с частотностью 2400 МГц.
  • Мощному ПК понадобится 2 блока по 8 гигабайт.
  • На ПК старой модели (32-р. версия ОС) не устанавливайте более 3 гигабайтов. Конечно, вы можете поставить 4 гигабайта, но поддержка будет осуществляться только на 3 «гига», то есть для ОС будет комфортно только с данным объемом.
  • Для ПК старой модели (64-р. версия ОС) можно установить любое количество памяти. Но, если вместе с ПК у вас функционирует принтер устаревшей модели, то на него вы не купите драйвера под эту ОС.

Важно: Прежде чем покупать дополнительную память на устаревший ПК, установите 64-р. версию ОС. Затем проверьте функциональность всех устройств и утилит. Также стоит запомнить, какие модульные системы и объем ОЗУ поддерживает материнка. Это легко посмотреть на ресурсе производителя.

Существуют такие типы ОЗ-устройства для ПК:

  • DDR SDRAM — это современный блок. Он до сих пор обновляется создателями. В него добавляются новые технологичные элементы для отличной функциональности.
  • Блоки DDR, DDR2 и DDR3 — это устаревшие виды. Они не устанавливаются на обновленные компьютерные ОС.
  • ОЗУ DDR4 — это мощнейшая память с хорошими характеристиками.
  • Память DDR2 имеет более высокую цену, чем DDR3 или DDR4, почти в четыре раза. Поэтому целесообразнее и экономнее будет приобрести новую плату-материнку и блок памяти.

Помните: Каждый вид ОЗ-устройства должен быть поставлен в отдельный отсек. ОЗУ DDR3 устанавливается только в материнку с отсеками DDR3 и 4.

К характеристикам памяти относится следующее:

Частотность

  • Влияет на скоростной режим функционирования.
  • Сейчас в основном пользователи покупают блоки DDR4 2400 МГц.
  • Они обладают хорошей поддержкой ультрасовременных процессоров и материнками.
  • Сегодня производители предлагают блоки с высокой частотностью от 3000 МГц до 3600 МГц. Такую скорость должна поддерживать и материнка. Но пока еще мало плат, являющихся суперсовременными, даже те, которые лежат сегодня на прилавках магазинов с IT-товарами.
  • Приобретать дорогостоящий блок с высокой частотностью и ультрасовременную материнку стоит, если вы пользуетесь игровым или профессиональным ПК с мощнейшим процессором.

Тайминги

Тайминги — это паузы между чтением, записями и копированием данных в памяти ПК.

  • Эти задержки должны быть маленькими, но на скорость функционирования памяти влияют не эти показатели, а частота.
  • Еще один важный показатель — это латентность.
  • Она должна быть для DDR3 1333 МГц равна 9, а для ОЗ-устройства с высокой частотностью DDR4 равна 16. Эти цифры указываются, как показано на рисунке выше, после латентности CL.
  • ОЗУ с низкой латентностью стоит намного больше, но это тот случай, когда экономить не нужно.

Напряжение блока питания

Этот показатель может быть различным — стандартным или повышенным. Он важен, если вы хотите вставить несколько блоков ОЗ-устройства в ПК. В этом случае показатели напряжения должны быть такими же как у уже установленных блоков ОЗУ на устройстве. В противном случае могут возникать трудности с функционированием техники. Стандартное напряжение должно быть таким:

Маркирование блоков памяти

В отметках маркировки памяти указывается ее вид и частотность. Вот так выглядит маркировка устаревшей и новой памяти:

Модули памяти для ноутбуков

Такие модули для ноутбука будут почти такими же, как и модули для обычного ПК. Единственное отличие — это показатели размера модуля. Он имеет такую маркировку: SO-DIMM DDR. Как для ПК, память для ноутбука может иметь такие типы: DDR, DDR2, DDR3, DDR3L, DDR4 . В остальных показателях отличия нет. Стоит помнить, что в ноутбуки устанавливается только 1 или 2 слота. Максимальный объем у этого устройства ограничен. Поэтому перед покупкой памяти уточняйте все необходимые параметры.

Упаковка памяти

Лучше покупать данный блок в индивидуальном запечатанном пакете от производителя. Благодаря этому вероятность повреждения будет низкой, а значит, память будет высокого качества.

Сколько свободного объема ОЗУ и жесткого диска нужно для корректного функционирования на компьютере Windows XP, 7, 8, 8.1 и 10?

Сама система Windows может расположиться и на 250 Мб. Но чтобы нормально работали все программы, грузились видео или даже поместились емкие игры, тогда понадобится намного больше мегабайтов. Все зависит от версии ОС. Для корректной работы понадобится свободной памяти:

  • Windows XP — 1 Гб — это минимум. Если вы хотите установить емкие игры, тогда нужно свободного места на диске не менее 2 Гб.
  • Windows 7 — минимум 2 Гб, а для оптимальной работы — 4 Гб.
  • Windows 8 и 8.1 — минимум 2 Гб. Этого объема хватит, чтобы пользоваться браузерами в интернете, смотреть видео. Если вы хотите загрузить еще и современные игры и программы, тогда минимум понадобится 4 Гб. Но лучше поставить 8 Гб, будет хорошая скорость работы ПК или ноутбука.
  • Windows 10 , так же как и предыдущие современные модели этой ОС, вполне уместится на 2 ГБ. Но навряд ли с такой Windows вы захотите только смотреть кино и читать блоги в интернете. Игры, программы и многое другое прекрасно разместится, если минимум будет 4 Гб памяти. Но чтобы совсем не было «тормозов», тогда поставьте 8 Гб или лучше 16 Гб.

Теперь вы сможете выбрать память нужного объема для вашего устройства. Обращайте внимание не только на цену, но и на другие параметры, как было указано выше. Удачи!

Видео: Все про оперативную память в одном выпуске!

Память DDR3 постепенно сдает свои позиции как наиболее массовая и для сборки новых систем уже не рекомендуется. Другое дело, если стоит задача модернизировать слегка устаревший компьютер, причем в рамках ограниченного бюджета. Понятное дело, подобные условия исключают из перечня вариантов максимально разогнанные комплекты памяти, и в нашем обзоре они не рассматриваются.

Примечательно, что в рамках платформы Intel гонка за мегагерцами особого смысла также не имеет. Исключением здесь являются достаточно специфические задачи, которые для большинства пользователей интереса не представляют. С другой стороны, разница в цене комплектов памяти одного объема, но с разной тактовой частотой исчезающе мала (в диапазоне от 2133 до 3000 МГц, разумеется). Так почему бы и не выбрать набор оперативной памяти пошустрее, на перспективу?

Совершенно иначе обстоит дело с новейшей платформой AMD . Из-за особенностей своей внутренней архитектуры, производительность процессоров Ryzen напрямую зависит от рабочей частоты шины памяти Infinity Fabric, следовательно, и ее контроллера. В свою очередь, частота последнего «привязана» к характеристикам установленных модулей и может быть увеличена за счет разгона.

Крайне неприятный нюанс выбора модулей памяти для Ryzen заключается в том, что далеко не любой комплект заработает в такой системе даже на своей номинальной тактовой частоте. Здесь уже проблема в особенностях архитектуры самих модулей. Кратко, рекомендации можно свести к двум советам: ориентируйтесь на одноранговые планки памяти и на самую свежую ревизию BIOS для материнской платы. Чем новее в ней протокол AGESA — тем лучше. Имейте в виду, двухранговая память с Ryzen всегда будет работать на пониженных частотах, а ранние версии указанного протокола «дружелюбно» воспринимают только модули, построенные на основе чипов Samsung. Причем не любых, а исключительно поколения B-Die.

Удачного апгрейда!

Очень много читателей на нашем сайте интересуются вопросами, так или иначе связанными с выбором оперативной памяти и у нашего сайта очень большое желание ответить всем. Чтобы в процессе получения знаний Вам было интересно, данная статья представлена автором в форме увлекательнейшего рассказа из которого вы узнаете ВСЁ про оперативную память компьютера!

Вы узнаете не только то, как правильно выбрать и купить оперативную память качественного производителя, но и как правильно установить модули оперативки в Ваш компьютер и многое другое, например:

  1. Сколько нужно оперативной памяти современному компьютеру для комфортной работы всех ресурсоёмких приложений, например: современных игр на максимальных настройках, программ обработки видео, звука и т.д. Каким вообще должен быть мощный современный компьютер?
  2. (переходите по ссылке и читайте отдельную статью).
  3. (переходите по ссылке и читайте отдельную статью)?
  4. Какой выход из положения находит операционная система при нехватке оперативной памяти?
  5. На пользу ли идёт компьютеру избыток оперативной памяти?
  6. Нужно ли совсем отключать файл подкачки при наличии у вас большого объёма физической оперативной памяти, например 16 -32 ГБ?
  7. Насколько двухканальный режим работы оперативной памяти лучше чем одноканальный. Что лучше купить, одну планку памяти объёмом 8Гб или две планки по 4 ГБ?
  8. Как правильно подобрать модули оперативной памяти для работы в двухканальном режиме?
  9. Что такое частота оперативной памяти и можно ли установить в компьютер планки оперативной памяти с разной частотой?
  10. Что такое латентность (тайминги) оперативной памяти? Можно ли установить в компьютер планки оперативной памяти с разными таймингами?
  11. Чем отличаются планки оперативной памяти используемой на ноутбуках от обычной оперативной памяти?
  12. В наше время активно используется память DDR3, а существуют ли в продаже планки памяти DDR4?
  13. Если у вас старый компьютер и вы хотите докупить оперативную память DDR2, то несколько раз подумайте, ведь память DDR2 дорогая, может быть вам лучше заменить материнскую плату, процессор и поменять оперативную память на DDR3.
  14. Как выбрать производителя оперативной памяти и вся ли оперативная память производится в Китае?
  15. Нужен ли разгон оперативной памяти и насколько повысится производительность оперативной памяти при разгоне?
  16. Так ли необходим оперативной памяти радиатор?
  17. Что такое контроллер оперативной памяти, зачем он нужен и где он находится?
  18. Что обозначает маркировка оперативной памяти ECC?

Как выбрать оперативную память

Друзья, в прошлой статье мы с Вами рассматривали вопрос выбора и и я думал о том какую бы статью написать следующей. Вроде бы как логично после процессора выбирать материнскую плату под него, но я обычно делаю иначе. После выбора процессора я выбираю память и видеокарту, не знаю почему, наверное так просто проще и сразу можно прикинуть на какую сумму примерно рассчитывать, так как выбор материнской платы это самая сложная часть подбора конфигурации компьютера. Ввиду этого я решил не отклонятся от выбранной мной традиции и посвятить эту статью выбору оперативной памяти (ОЗУ). Поскольку этот сайт посвящен ремонту персональных компьютеров, конечно будет рассмотрен вопрос выбора оперативной памяти не только для новых, но и для более старых ПК.

Как и выбор процессора, выбор оперативной памяти является совсем не сложной задачей, наверное, даже более легкой. Но, как и везде, есть свои нюансы. Часто выбор оперативной памяти сводится к её текущей цене и сумме, которую Вы готовы потратить. В последнее время тенденции изменения цены на модули оперативной памяти весьма неоднозначны. Несколько лет назад произошел настоящий бум увеличения объема оперативной памяти в персональных компьютерах. И связано это было даже не столько с ростом требований современных приложений и операционных систем, сколько с невероятным снижением цены на нее.

Планку памяти на 4 гигабайта (Гб) можно было приобрести всего за 25$ и даже дешевле. В результате чего, исключительно в маркетинговых целях (для большей привлекательности и увеличения продаж компьютеров), эту самую память начали «сувать» в новые компьютеры в огромных объемах. Так, самый дешевый системный блок, стоимостью порядка 200-250$ обязательно имел 4 Гб памяти, а средненький за 300-350$ – все 8 Гб. На это продавцы в магазинах делали большой акцент, при этом умалчивая, что такой объем памяти этим ПК реализовать (использовать полностью) никогда не удастся, так как остальная «начинка», такая как процессор и видеокарта оставляли желать лучшего. Это, по сути, являлось своеобразным обманом покупателей или, если красиво сформулировать, – маркетинговым ходом…

К сожалению, прошли те времена, когда можно было «нахаляву» затариться оперативкой по самое не балуйся, и сейчас цена на нее значительно возросла. Похоже, что нас опять «подсадили на иглу» технического прогресса… Но так ли действительно нужен большой объем оперативки?

Сколько нужно оперативной памяти современному компьютеру

Нужно сказать, что до недавнего времени, я увлекался современными компьютерными играми. Поэтому всегда старался держать свой ПК в актуальном техническом состоянии. Наверное, с тех пор как в 1997 году я собрал свой первый полноценный ПК, не прошло ни одного года, что бы я не побаловал себя приобретением новой видеокарты, процессора или памяти.

В те старые (по меркам компьютеров) времена существовало определенное разделение по использованию компьютерами компонентов операционной системы. Играм нужна была только мощная видеокарта, немного ОЗУ, а процессор почти не имел значения, так как все вычисления производила видеокарта, у которой есть и свой процессор и своя память.

Для кодирования видео наоборот необходим был мощный процессор и достаточное количество ОЗУ, а видеокарта не имела значения и т.д. Современные же игровые приложения «научились» вдоволь использовать «простаивающие» до этого мощные компоненты современных компьютеров, такие как процессор и оперативная память.

Если вести речь об использовании ПК в качестве игровой и развлекательной платформы , то, до недавнего времени, мне не попадались игры, которые могли бы даже на максимальных настройках графики загрузить хотя бы 3 Гб памяти на 100%. Но в некоторых случаях общая загрузка памяти приближалась к этой цифре, при том, что сама игра потребляла около 2 Гб, а остальное другие приложения, такие как скайп, антивирус и т.п.

Примечание: Заметьте, что речь шла не о 4 Гб, а именно о 3-х. Дело в том, что 32-х разрядные операционные системы (ОС) Windows не умеют использовать более 3-х Гб оперативной памяти и поэтому «излишек» просто «не видят»… Справедливости ради стоит заметить, что для 32-х разрядных ОС, построенных на ядре Linux, таких жестких ограничений не существует. Так что, друзья, нет никакого смысла ставить более 4 Гб памяти на 32-х разрядную «винду», они просто не будут использоваться.

Для не очень новых, но еще и относительно не старых систем, на которые можно поставить достаточно много памяти, использование 64-х разрядной ОС, в некоторых случаях, может быть проблематично. Так как 64-х разрядных версий драйверов на некоторое оборудование может попросту не существовать.

Не так давно, как раз в момент тотального удешевления памяти, я приобрел дополнительно к своим 4 Гб еще столько же. Но вызвано это было не ее недостатком, а тем, что на моей, достаточно мощной материнской плате, по какому-то недоразумению) оказались слоты для уже почти устаревшей памяти DDR2 и я боялся, что еще чуть-чуть и она может совсем исчезнуть или дико подорожать, а тут такая «халява»… После этого я перешел на 64-х разрядную операционную систему, так как иначе это приобретение выглядело бы не так разумно). Так же нужно учесть, что у меня достаточно мощный 4-х ядерный процессор и дорогая современная видеокарта, благодаря которым я могу играть в игры на очень высоких настройках графики, при которых потребление оперативной памяти является максимальным.

Если у Вас ПК начального или среднего уровня, то Вам вполне хватит 4 Гб ОЗУ , так как комфортно играть в современные игры Вы сможете только на низких или средних настройках, при которых не нужны большие объемы памяти. В таких условиях установка скажем 8 Гб ОЗУ – это выброшенные на ветер деньги. Но если Ваш ПК достаточно мощный и является игровым, то я порекомендовал бы все же установить 8 Гб, так как наблюдается некоторая тенденция к постепенному увеличению потребления ОЗУ современными играми.

Так, например, недавно вышедшая игра Call of Duty: Ghosts просто отказывалась запускаться, если обнаруживала, что у Вас установлено меньше 6 Гб оперативной памяти. Опять же, справедливости ради нужно отметить, что народные умельцы сделали фикс, позволяющий обходить это ограничение при запуске и игра работала.

Что касается 64-разрядных операционных систем , то следует знать, что она, как и все 64-разрядные приложения, расходует ровно в 2 раза больше памяти, чем 32-х разрядные. Здесь это уже вполне обосновано технологией адресации памяти и значительно повышает производительность.

Каким должен быть быстрый компьютер

Не будем вдаваться в подробности, но Вы должны понимать, что бы почувствовать прирост скорости должны соблюдаться следующие условия:

Центральный процессор (ЦПУ) должен иметь 64-х разрядную архитектуру, операционная система должна быть 64-х разрядной.

Приложение, которое Вы хотите использовать для повышения производительности тех или иных операций должно быть 64-х разрядным, данные, которые обрабатываются должны быть потоковыми (конвертирование видео, архивация), так как прирост скорости достигается за счет обработки за один проход большего количества информации. В таком случае прирост будет очень значителен – до 2-х раз. При таких условиях, используя процессор Intel (с более длинным конвейером) Вы получите максимально возможную производительность таких операций. Но, как известно, в играх данные передаются небольшими порциями (так как невозможно предсказать следующий шаг пользователя), поэтому, даже в тех играх, где для запуска имеются 64-х разрядные версии игрового движка прироста почти не будет. Да и всё же решающая роль видеокарты в них никуда не делась.

Что же касается профессионального применения, в таких сферах как видеомонтаж, 3D-моделирование, дизайн, то специалисты в этих направлениях точно знают какое железо и сколько памяти им нужно. Обычно это от 16 Гб и больше. И если, скажем в 3D-моделировании нет потоковой обработки данных, то здесь просто объем и качество моделей может быть настолько высоко, что тут «тупо» нужна куча оперативки, что бы разместить эту модель.

Если Вы не профессионал, но очень любите конвертировать видео, то Вам хватит и 4-8 Гб.

Поистине огромные размеры ОЗУ могут быть востребованы в научных системах и высоко нагруженных серверах. В последних, например, вполне обыденным считается объем памяти от 64 Гб. Но и память там не копеечная – серверная (с проверкой четности и автоматической коррекцией ошибок), так как сбои на них не допустимы.

Ну и еще, для примера, приведу ситуацию из моей реальной жизни. Когда я проходил обучение по сетевым технологиям и системному администрированию, мне часто приходилось эмулировать большое количество одновременно работающих операционных систем и сетевого оборудования. Такие связки как 5-10 запущенных в VirtualBox (или VMware) ОС + столько же сэмулированных сетевых устройств в GNS могут кушать прилично оперативки. И хорошо, если в добавок к мощному «процу», поддерживающему современные технологии виртуализации, будет 8-16 Гб «оперативы», иначе тормоза обеспечены…

Почему нельзя отключать файл подкачки

Что происходит при нехватке ОЗУ? Да очень просто – ОС, что бы компенсировать нехватку памяти, начинает активно использовать жесткий диск (так называемый файл подкачки). Кстати, упаси вас Бог его отключать. Работа системы очень глубоко завязана на файле подкачки и от его отключения будет больше проблем, чем пользы. В результате не только тормозится работа процессора, но и жесткого диска.

Вывод один – памяти должно быть достаточно, если ее не хватает компьютер начинает жутко тормозить, но ее излишний избыток не дает никакого прироста производительности.

Какая бывает оперативная память

Какой только памяти не бывает…

Плату с чипами памяти принято называть модулем памяти (или «планкой»). Бывают односторонние и двухсторонние модули памяти. На первых чипы размещены с одной стороны печатной платы, на вторых – с двух сторон. Что лучше? Не знаю) Есть мнение, что двухсторонние модули лучше «гонятся», о том что это значит читайте дальше в этой статье. С другой стороны – чем меньше чипов, тем выше надежность модуля. Я не раз встречал случаи, когда на планке отказывала одна сторона чипов и компьютер видел только половину ее объема. Но сейчас я бы не стал заострять на этом внимание.

Главное, что нужно знать это то, что если в компьютере несколько модулей памяти, то желательно, что бы все были либо односторонние, либо двухсторонние. Иначе память не всегда хорошо уживается между собой и работает не на полную скорость.

На сегодняшний день самой современной является память типа DDR3 , которая сменила собой более старую DDR2, а она в свою очередь еще более старую – DDR. Уже разработана и новая, более современная память DDR4, но она еще не дошла в массы . Дальше углубляться не будем.

Собирая новый ПК следует выбирать только самый последний стандарт памяти. На данный момент это DDR3 .

Порой замена материнской платы и приобретение нового типа памяти равносильно по цене добавлению старого типа оперативки на старую плату.

Новая память будет еще и значительно дешевле более старой DDR2, на которую жадные производители и продавцы «лупят» (держат) высокую цену, так как ее осталось мало и для желающих модернизировать ПК просто нет другого выбора, как согласиться на такие драконовские условия. В таком случае стоит подумать, а может чуть-чуть добавить и купить более перспективные комплектующие? А если еще продать старое, так и вообще в плюс можно выйти, если повезет конечно)

Ноутбучная память

В ноутбуках используется такая же память как и в ПК, но отличается меньшим размером модуля и называется SO-DIMM DDR (DDR2, DDR3).

Характеристики памяти. Частота и тайминги

Память характеризуется прежде всего типом. Для настольных компьютеров (десктопов) сегодня используются типы памяти: DDR, DDR2, DDR3.

Основной характеристикой памяти является ее частота. Чем частота больше, тем память считается быстрее. Но эту частоту должны поддерживать процессор и материнская плата, иначе память будет работать на более низкой частоте, а деньги, которые Вы переплатили уйдут на ветер.

Модули памяти, как и ее типы имеют свою маркировку, которая начинается на PC, PC2 и PC3 соответственно.

На сегодня самой распространенной является память DDR3 PC3-10600 (1333 МГц). Она будет работать на своей родной частоте на любом компьютере. В принципе в частоту памяти не сильно упирается быстродействие компьютера. Например, в играх этот прирост будет абсолютно неразличим, а в некоторых других приложениях будет заметен больше. Но и разница в цене, например в сравнении с памятью DDR3 PC3-12800 (1600 МГц) будет очень невелика. Здесь я обычно руководствуюсь правилом – если цена незначительно выше (1-3$) и процессор поддерживает более высокую частоту, то почему бы и нет – берем более быструю память.

Можно ли установить в компьютер планки оперативной памяти с разной частотой?

Частота оперативной памяти не обязательно должна совпадать, материнская плата выставит для всех планок частоту по самому медленному модулю, но очень часто компьютер с планками разной частоты работает нестабильно. Например может вообще не включится.

Тайминги

Следующим параметром быстродействия памяти являются так называемые задержки (тайминги). Грубо говоря – это время, которое прошло от момента обращения к памяти до момента выдачи ей нужных данных. Соответственно чем меньше тайминги – тем лучше. Существуют десятки различных задержек при чтении, записи, копировании и различных комбинаций этих и других операций. Но основных, по которым можно ориентироваться всего несколько.

Тайминги указываются (правда не всегда) на этикетке модулей памяти в виде 4 цифр с дефисами между ними. Первый и самый главный – латентность, остальные производные от нее.

Задержки зависят от качества изготовления чипов памяти. Соответственно – выше качество-ниже тайминги-выше цена. Однако стоит заметить, что тайминги значительно меньше влияют на производительность, чем частота памяти. Поэтому я редко придаю этому значение, только если цена примерно одинаковая можно взять память с меньшими таймингами. Обычно модули, имеющие сверхнизкие тайминги, позиционируются как топовые, идут в комплекте с радиаторами (о которых поговорим позже), в красивой упаковке и стоят гораздо дороже.

Маркировка основных типов, модулей памяти, их частота и типичная латентность (CL)

DDR – устаревшая (совсем)

DDR-266 - PC2100 - 266 МГц - CL 2.5

DDR-333 - PC2700 - 333 МГц - CL 2.5

DDR-400 - PC-3200 - 400 МГц - CL 2.5

DDR2 – устаревшая (иногда еще встречается и может быть использована для добавления в старый ПК)

DDR2-533 - PC2-4200 - 533 МГц - CL 5

DDR2-667 - PC2-5300 - 667 МГц - CL 5

DDR2-800 - PC2-6400 - 800 МГц - CL 5

DDR2-1066 - PC2-8500 - 1066 МГц - CL 5

DDR3 – современная

DDR3-1333 - PC3-10600 - 1333 МГц - CL 9

DDR3-1600 - PC3-12800 - 1600 МГц - CL 11

DDR3-1800 - PC3-14400 - 1800 МГц - CL 11

DDR3-2000 - PC3-16000 - 2000 МГц - CL 11

Можно ли установить в компьютер планки оперативной памяти с разными таймингами?

Тайминги тоже не обязательно должны совпадать. Материнская плата автоматом выставит тайминги для всех планок по самому медленному модулю. Проблем быть не должно.

Режимы работы памяти

Да, да... Возможно не все знали, но оперативная память может работать в разных режимах, так называемых: Single Mode (одноканальный) и Dual Mode (двухканальный).

В одноканальном режиме данные записываются сначала в один модуль памяти, а когда его объем будет исчерпан начинает записываться на следующий свободный модуль.

В двухканальном режиме запись данных распараллеливается и записывается одновременно на несколько модулей.

Вот здесь, друзья, использование двухканального режима значительно повышает скорость работы памяти. Реально скорость работы памяти в двухканальном режиме до 30% выше, чем в одноканальном. Но для того, что бы он работал необходимо соблюсти следующие условия:

Материнская плата должна поддерживать двухканальный режим работы с ОЗУ

Модулей памяти должно быть 2 или 4

Модули памяти должны быть либо все односторонние, либо все двухсторонние

При несоблюдении какого либо из этих условий память будет работать только в одноканальном режиме.

Желательно, что бы все планки были как можно идентичнее: имели одну частоту, латентность и даже были одного производителя . Иначе никаких гарантий работы двухканального режима дать никто не сможет. Поэтому, если Вы хотите, что бы Ваша память работала в максимально быстром режиме, очень желательно приобретать сразу же 2 одинаковых планки памяти, потому что спустя год-два Вы точно такую уже не найдете.

Другой вопрос, если Вам нужно увеличить объем памяти на старом компьютере. В таком случае можно попытаться найти максимально похожий модуль памяти к тому, который у Вас уже имеется. Если у Вас их 2, и есть еще 2 свободных слота на материнской плате, то придется искать еще 2 таких же модуля. Идеальный, но не всегда экономичный вариант, – сдать старую память как б/у и купить 2 новых одинаковых модуля большего объема.

Конечно, если Ваш старый компьютер совсем слабенький, то большого прироста от двухканального режима может и не быть. В таком случае можно поставить любой модуль, но все же лучше подобрать наиболее подходящий, что бы исключить возможный конфликт его со старыми модулями и полную неработоспособность компьютера. Попробуйте заранее договориться с продавцом о возврате или притащите к нему системник и пусть он попробует подобрать подходящий модуль.

Контроллер оперативной памяти

Нужно заметить, что раньше контроллеры памяти находились в чипсете (наборе логики) материнских плат. В современных же системах контроллеры памяти располагаются в процессорах. В связи с этим у двухканального режима работы памяти появилось еще 2 подрежима: Ganged (спаренный) и Unganged (неспаренный).

В спаренном (Ganged) режиме модули памяти работают так же как и в старых материнках, а вот в неспаренном (Unganged) каждый контроллер памяти процессора (в современных процессорах их 2) может работать отдельно с каждой планкой. Этот режим можно задать в BIOS компьютера, но обычно он выбирается процессором автоматически. Если планки идентичные – то Ganged (но не обязательно), если разные – то только Unganged. В любом случае память будет работать в двухканальном режиме. Но я все же рекомендую покупать и ставить сразу 2 одинаковых модуля, это исключит перекосы в их параметрах и улучшит совместимость.

У двухканального режима работы ОЗУ есть только один недостаток – 2 планки памяти стоят несколько дороже, чем одна того же объема. Поэтому многие магазины и частные сборщики экономят и ставят одну планку. В результате мы имеем современный компьютер, который работает не в полную силу.

Некоторые современные дорогие материнские платы, имеющие обычно 6 разъемов для модулей памяти, могут работать даже в трехканальном режиме.

Кстати, если у вас 2 или 3 планки памяти, то для того чтобы работал двухканальный или трехканальный режим все эти планки нужно вставлять в слоты одного цвета.

Некоторые модули памяти для десктопов в своей маркировке имеют аббревиатуру ECC .

Это память с контролем четности, технологией используемой в серверных системах. Не стоит обращать на это никакого внимания, так как в десктопных ПК эта технология не критична и, в большинстве случаев, вообще не работает. Это все тот же маркетинговый ход.

Разъемы памяти

Тут вообще не о чем говорить. Каждому типу памяти DDR, DDR2, DDR3 соответствует свой разъем на материнской плате одноименного типа (DDR, DDR2, DDR3). Вы не вставите память одного типа в разъем другого типа, так как в слоте материнской платы существует специальный выступ (ключ),

Который должен совпасть с прорезью на плате модуля памяти. Это как раз сделано для того, что бы случайно не перепутать и не установить планку в не тот разъем и в результате не вывести из строя как память, так и, возможно, материнскую плату. При покупке памяти нужно точно знать какой ее тип поддерживает материнская плата.

О радиаторах оперативной памяти

Некоторые модули памяти оснащаются так называемыми радиаторами, которые представляют собой накладки из алюминиевых пластин, иногда крашенных под медь или в другие цвета, с обоих сторон платы. Эти накладки соединяются с чипами памяти через специальные термопрокладки, которые предназначены для лучшей передачи тепла от чипов к радиаторам. Радиаторы могут иметь дополнительные ребра для увеличения площади охлаждения и еще лучшего отвода тепла.

На практике чипы памяти при нормальной работе нагреваются незначительно и не требуют дополнительного охлаждения. Прокладки между чипами и радиаторами не передают тепло на столько хорошо, как термопаста между процессором и кулером. Кроме того в свободном пространстве между платой и радиаторами находится воздушная прослойка, которая мешает естественному охлаждению и со временем забивается пылью, которую оттуда тяжело вычистить. Такая конструкция предусматривает активное охлаждение при помощи дополнительного вентилятора или хорошей организации воздушного потока внутри корпуса. Кроме того, такие модули часто могут стоить дороже.

Так кому же нужна такая радость, спросите Вы? Ну, спросите меня)

Ответ: энтузиастам, которым всегда всего мало, которые хотят все разогнать, всех перегнать и т.п. Кроме того – это же просто красиво) Да, друзья, если Вы причисляете себя к этой группе юзеров то такая память для Вас! Потому что такая система охлаждения будет эффективна лишь при достаточно высоком нагреве в результате разгона с повышением напряжения и обязательным дополнительным обдувом. Запомните – обычной памяти, работающей в штатном режиме радиаторы не нужны.

Пример правильного использования памяти с радиаторами в мощной системе

Разгон оперативной памяти

Разгон – жаргонное слово в компьютерном лексиконе, которое подразумевает ручную установку более агрессивных параметров работы электронных комплектующих, таких как процессоры, память и видеокарты, чем предусмотрены производителем. Такими параметрами как правило является частота (в процессорах еще множитель). При особо высоком разгоне для относительно стабильной работы этих компонентов повышают еще и напряжение. В результате происходит и более высокие нагрев элементов, требующий улучшенного охлаждения. Сам, так называемый разгон, возможен благодаря определенному запасу, заложенному производителем, что бы изделие работало стабильно, а не на грани своих возможностей, или специально для продвинутых пользователей) В любом случае это мероприятие делает работу всей системы менее стабильной и сокращает срок службы разогнанных компонентов. Если Вы все таки решите поэкспериментировать, то предварительно хорошо изучите все аспекты и действуйте строго по инструкции. Кстати, при выходе из строя компонентов в результате разгона Вы можете лишиться гарантии.

Производители оперативной памяти

Как и другие комплектующие модули памяти изготавливает множество производителей. И, как всегда, они имеют разное качество. Я рекомендую обратить внимание на следующие бренды, имеющие оптимальное соотношение цена/качество: AMD, Crucial, Goodram , Hynix, Kingston, Micron, Patriot, Samsung, TakeMS, Transcend.

К брендам для энтузиастов относятся: Corsair, G.Skill, Mushkin, Team. Эти фирмы производят большой ассортимент модулей с радиаторами и повышенными техническими характеристиками. Рекомендую избегать дешевых китайских брендов: A-Data, Apacer, Elixir, Elpida, NCP, PQI и других мало известных производителей.

Отдельного упоминания заслуживают модули памяти, которые производятся не в Китае. В настоящее время таких не много, например модули, которые маркируются как Hynix Original и Samsung Original производятся в Корее. Качество таких модулей считается выше, стоят они чуть дороже, но обычно имеют более длительную гарантию (до 36 месяцев).

Справедливости ради нужно заметить, что даже если Вы приобрели память известного и зарекомендовавшего себя бренда это, к сожалению, не значит, что Вам не попадется брак или поврежденные при транспортировке модули. Конечно, в продукции топовых брендов в индивидуальной упаковке брака (повреждений) будет меньше, чем у самых дешевых модулей, которые транспортируются и продаются «россыпью».

Модуль памяти в индивидуальной упаковке

Как выбрать память для нового компьютера

Прежде всего выбирайте самый современный из используемых типов памяти. На сегодня это DDR3. Определитесь с объемом, который Вам нужен. Кратко суммируя эту статью, приведу общие рекомендации по минимальному объему ОЗУ для разных по назначению ПК:

Для офисного или слабого домашнего ПК – 2 Гб

4. Лучше подбирать максимально идентичные планки (односторонние или двухсторонние), с такой же частотой и латентностью. Идеальный вариант продать старую память как б/у и установить новую в нужном объеме.

5. Если Вы поставите память с большей частотой, чем поддерживает Ваш процессор или материнская плата, то она будет работать на пониженной частоте.

Делайте правильный выбор с нами друзья, и ни пыли Вам ни пробоя)

Информационные технологии постоянно развиваются и новые программы требуют все больше и больше вычислительных ресурсов компьютера. Машины, которые еще несколько лет назад были очень мощными, сейчас уже считаются средними или даже очень слабыми. Поэтому хотите вы этого или нет, а время от времени приходится покупать новое оборудование или хотя-бы обновлять старое.

Не всегда благоразумно покупать новое устройство, если еще возможно заставить соответствовать требованиям старое потратив при этом не так много денег. Одним из критичных компонентов, требования к которому стремительно растет есть оперативная память. Раньше было вполне достаточно 4 Гигабайт, но сейчас уже оптимальным количеством считается 6-8 Гигабайт.

При выборе оперативной памяти нужно учитывать очень много нюансов, для того чтобы она работала наилучшим образом или вообще работала на вашей плате. В этой статье мы рассмотрим как выбрать оперативную память для компьютера. Но сначала нужно понять по каким характеристикам отличаются планки памяти и на что важнее обратить внимание.

Небольшое вступление для новичков, оперативная память (Random Access Memory или RAM) - это энергозависимая и очень быстрая память, в которой выполняются большинство операций компьютера. Дело в том, что перед тем как информация будет записана на диск, получена от устройств или обработана процессором, она попадает в оперативную память, также здесь хранятся все программы, которые выполняются в данный момент процессором и все их данные.

Random Access Memeory означает - память с произвольным, прямым доступом. Процессор может получить доступ к любому блоку памяти не затрагивая другие блоки, причем скорость чтения данных не зависит от места расположения блока. В отличие от энергозависимой памяти, оперативная работает намного быстрее и не имеет ограничений на количество операций чтения-записи, собственно поэтому она и используется для временного хранения данных.

Виды оперативной памяти

Оперативная память имеет несколько характеристик и все их необходимо учитывать при выборе дополнительной планки или новой памяти. Очень важно, чтобы ваша оперативная память была совместима между собой, а также с материнской платой. Поэтому перед тем как отвечать на вопрос как выбрать оперативную память для компьютера давайте рассмотрим все ваши параметры.

DDR, DDR2 и DDR3

В разные времена оперативная память выпускалась за различными стандартами. С каждым новым стандартом качество, скорость работы и объем оперативной памяти увеличивалась с каждым новым стандартом. Но материнская плата поддерживает только один определенный стандарт.

Изначально был DDR SDRAM (Double Data Rate Synchronous Dynamic Random Acces Memory) он позволял очень сильно увеличить скорость передачи данных нежели ранее использовавшаяся технология SDRAM. В DDR2 был добавлен кэш данных памяти и некоторые другие улучшения.

Но это все было очень давно, сейчас же наибольшей популярности набрал стандарт DDR3, который был предложен в 2005 году. По сравнению с DDR2 ему нужно 1.5 Вольт вместо 1.85, снижено тепловыделение на 40%, а также намного увеличена скорость работы - пропускная способность вдвое выше чем у DDR2.

Совсем недавно появился новый стандарт - DDR4, который имеет еще более значительные преимущества над предыдущими поколениями. Здесь была увеличена производительность на 50%, а потребление энергии уменьшено на 35%, увеличена скорость передачи данных и многие другие параметры. Но сейчас она встречается довольно редко.

Частота памяти

Частота памяти измеряется в герцах и характеризует количество операций с данными, которые может выполнить блок памяти за одну секунду. Для DDR использовались частоты 200-400, для DDR2 - 400-1066 МГц, DDR3 - 800 - 2400, а для DDR4 применяются частоты выше 2133 МГц. Фактически, чем больше частота, тем лучше производительность.

Но это не совсем так, потому что чем выше частота, тем больше задержки работы оперативной памяти - тайминги, а значит производительность снижается. Поэтому получается баланс, частота увеличивается, а производительность остается на одном уровне.

Пропускная способность

Пропускная способность оперативной памяти зависит от частоты и пропускной способности шины. Фактически этот параметр характеризует сколько мегабайт данных сможет пропустить планка оперативной памяти за секунду. Скорость рассчитывается путем умножения пропускной способности шины на частоту. Например, если частота 1600, пропускная способность шины для DDR3 - 8 байт, то скорость работы памяти будет 12800 Мб/сек.

Записывается скорость работы в формате PC-скорость . Например, PC3-12800. PC - означает стандарт - Personal Computer , а цифра 2 или 3 означает версию типа DDR.

Теперь, когда мы рассмотрели основные параметры и характеристики памяти перейдем непосредственно к вопросу как правильно выбрать оперативную память.

Какую оперативную память выбрать?

Если вам нужно выбрать оперативную память для новой материнской платы, то это один вопрос, но если нужно подобрать совместимую оперативную память для уже установленной в системе планки, то тут немного сложнее.

Тип DDR

В обоих случаях нужно учитывать тип памяти DDR, поскольку материнская плата поддерживает только один стандарт, и скорее всего, это DDR3. В Windows можно посмотреть тип памяти с помощью CPU-Z, а в Linux вы можете выполнить команду:

sudo dmidecode -t 17

Обратите внимание, что там будет несколько блоков информации и только один из них будет заполнен информацией о вашей планке памяти. В CPU-Z откройте папку Memory:

Напряжение питания

Следующий очень важный параметр - это напряжение работы памяти. Вы можете посмотреть параметры вашей материнской платы или же узнать на каком напряжении сейчас работает установленная планка. Для этого используйте команду:

sudo dmidecode -t 5

Как я уже говорил, для стандарта DDR3 используется напряжение 1,5 Вольт, но были выпущены различные модификации, в том числе память для ноутбуков, которая может потреблять 1,35 Вольт, поэтому тут тоже нужно быть внимательным. В CPU-Z можно узнать напряжение на вкладке SPD, возможно придется выбрать слот:

Совместимость с Intel и AMD

Недавно начали появляться планки памяти, совместимые только с процессорами Intel или только процессорами AMD, они дешевле обычных планок памяти, но чтобы правильно выбрать оперативную память необходимо обратить внимание какой у вас процессор, потому что такие платы памяти будут оптимизированы под команды шины одного производителя и для другого работать не будут.

Для достижения максимальной совместимости с установленной памятью, лучше брать память с таким набором команд, как уже есть. Например, если у вас есть планка, поддерживающая все процессоры, то такую и нужно брать.

Частота и скорость передачи данных

Эти параметры не так важны для совместимости, но зато они очень важны для производительности, потому что если вы установите две планки разных частот то обе они будут работать на одной частоте - на причем на более низкой. Поэтому, если вы хотите добиться максимальной производительности, то лучше брать две одинаковые за частотой планки. Частоту существующей планки мы можем выяснить той же командой:

sudo dmidecode -t 17

Второе, если вы подбираете новые планки, то нужно посмотреть на максимальную скорость передачи данных для шины процессора. Эту информацию вы можете узнать на сайте производителя. Например, для моего процессора Intel Pentium(R) CPU B960 страница выглядит вот так:

Как видите, максимальная пропускная способность процессора 21,3 Гб/сек. В то же время у меня используется память частотой 1033, на самом деле она 1600, но процессор поддерживает только 1033. То мы можем рассчитать пропускную способность памяти - 1033 * 8 = 8264 Мб/сек или 8 Гб/сек.

Пропускная способность памяти может быть вдвое меньше, чем у процессора, если вы будете использовать две планки памяти, поскольку в таком варианте процессор сможет писать на обе одновременно. Но если вы хотите чтобы все так работало, то нужно подобрать планки максимально похожие по параметрам. Таким образом, если я буду использовать две одинаковые планки, то суммарная скорость передачи данных составит 16 Гб/сек в двухканальном режиме. А это довольно неплохо. Тут еще важно заметить, что поскольку пропускная способность оперативной памяти зависит от частоты, тут наблюдается та же тенденция, если вы возьмете две планки с разной пропускной способностью, то работать они будут обе на меньшей.

Чтобы узнать используется ли у вас двухканальный режим можно использовать опять же dmidecode:

sudo dmidecode -t 20

Здесь Interleaved Data Depth показывает количество каналов, в этом примере двухканальный режим не используется. В CPU-Z количество активных каналов показано на вкладке Memory , параметр Channel :

Объем памяти

Про объем памяти много говорить не будем. Вы и сами знаете сколько вам нужно. Мое мнение, что сейчас вполне достаточно 6-8 Гигабайт. Только перед покупкой посмотрите какое максимальное количество памяти поддерживает ваш процессор. Также для работы двухканального режима необходимо, чтобы обе планки памяти были одинакового размера.

Производитель

Конечно, будет лучше, если вы возьмете обе платы оперативной памяти от одного производителя. Но на самом деле это не имеет большого значения. Чипы оперативной памяти производятся всего на трех заводах, и только продукция двух из них попадает в массы - Micron и Samsung. Остальные производители только покупают эти чипы, устанавливают их на плату памяти и добавляют блоки питания и охлаждения.

Поэтому принципиально большого значения в этом нет, хотя желательно выбирать устройства одного производителя.

Выводы

Мы рассмотрели все главные аспекты и вы теперь точно знаете какую оперативную память выбрать для компьютера. При выборе планки памяти нужно быть очень внимательным, если вы хотите чтобы не только все работало но и давало максимальную производительность. А после покупки желательно сразу проверить новую оперативную память в своем устройстве, чтобы убедится что она рабочая и совместимая. В случае если планка окажется не рабочей, то обычно продавцы идут на встречу и вы можете ее поменять. Если у вас остались вопросы, спрашивайте в комментариях!

На завершение видео о теме:

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.



В продолжение темы:
Android

Популярная социальная сеть ВКонтакте позволяет находить новых друзей и держать контакт со всеми близкими. Помимо этого, каждый пользователь может делиться собственными...