Компьютерная мышь определение. Что такое мышь и как она устроена

Сегодня мышь - необходимое устройство ввода для всех современных компьютеров. Но совсем недавно все было по-другому. Компьютеры не имели графического команды и данные можно было ввести только с помощью клавиатуры. А когда же появилась самая первая Вы будете удивлены, увидев, какую эволюцию пережил этот привычный для каждого предмет.

Кто изобрел первую компьютерную мышь?

Считается отцом этого прибора. Он был из тех ученых, которые стараются приблизить науку даже к простым людям и сделать прогресс доступным каждому. Он изобрел первые компьютерные мыши в начале 1960 годов в своей лаборатории в Стэнфордском исследовательском институте (ныне SRI International). Первый прототип был создан в 1964 году, в заявке на патент на это изобретение, поданной в 1967 году, он был назван как "Индикатор положения XY для системы с дисплеем". Но официальный документ под номером 3541541 был получен только в 1970 году.

Но все ли так просто?

Казалось бы, всем известно, кто создал первую компьютерную мышь. Но технология трекбола (шарового привода) впервые была использована гораздо раньше Военно-морским флотом Канады. Тогда, в 1952 г., мышь представляла собой обычный шар для боулинга, прикрепленный к сложной аппаратной системе, которая могла бы ощущать смещение шара и имитировать его движения на экране. Но мир узнал об этом только годы спустя - ведь это было секретное военное изобретение, которое никогда не патентовали и не пытались производить массово. Спустя 11 лет оно уже было известным, но Д. Энгельбарт признал его неэффективным. В тот момент он еще не знал, как соединить его видение мыши и это устройство.

Как появилась идея?

Основные идеи по поводу изобретения впервые пришли в голову Д. Энгельбарту в 1961 году, когда он был на конференции по компьютерной графике и обдумывал проблему повышения эффективности интерактивных вычислений. Ему пришло в голову, что, используя два маленьких колесика, которые движутся по столешнице (одно колесо поворачивается по горизонтали, а другое - по вертикали) компьютер может отслеживать сочетания их вращения и, соответственно, перемещать курсор на дисплее. В какой-то степени принцип действия похож на планиметр — инструмент, используемый инженерами и географами, чтобы измерять расстояния на карте или чертеже и т. д. Тогда ученый записал эту идею в свой блокнот для дальнейшего использования.

Шаг в будущее

Чуть более года спустя, Д. Энгельбарт получил грант от института на запуск своей исследовательской инициативы под названием "Улучшение Человеческого Разума". Под ней он представлял систему, где люди умственного труда, работая на высокопроизводительных компьютерных станциях с интерактивными дисплеями, имеют доступ к обширному информационному онлайн-пространству. С его помощью они могут сотрудничать, решая особо важные проблемы. Но этой системе остро не хватало современного устройства ввода. Ведь чтобы комфортно взаимодействовать с объектами на экране, нужно иметь возможность быстро их выбирать. НАСА заинтересовалась проектом и выделила грант на то, чтобы была сконструирована компьютерная мышь. Первая версия этого прибора похожа на современную разве что размером. Параллельно командой исследователей были придуманы и другие устройства, которые позволяли управлять курсором при помощи нажатия ступней на педаль или передвижения коленом специального зажима под столом. Эти изобретения так и не прижились, а вот джойстик, придуманный тогда же, позже был усовершенствован и применяется до сих пор.

В 1965 году команда Д. Энгельбарта опубликовала окончательный доклад о своем исследовании и различных методов выбора объектов на экране. Были даже волонтеры, которые участвовали в тестировании. Это происходило примерно так: программа показывала объекты в разных частях экрана и волонтеры пытались как можно быстрее кликнуть по ним разными устройствами. По результатам тестов первые компьютерные мыши однозначно превосходили все остальные приборы и были включены в качестве стандартного оборудования для дальнейших исследований.

Как выглядела первая компьютерная мышь?

Она была изготовлена из дерева и была первым устройством ввода, которое помещалось в руку пользователя. Зная принцип ее действия, вас уже не должно удивлять то, как выглядела первая компьютерная мышь. Под корпусом были два металлических диска-колесика, схема. Кнопка была только одна, и провод уходил под запястье человека, держащего прибор. Прототип собрал один из членов команды Д. Энгельбарта, его ассистент Уильям (Билл) Инглиш. Изначально он работал в другой лаборатории, но вскоре присоединился к проекту по созданию устройств ввода, разработал и воплотил в жизнь дизайн нового прибора.

Наклоняя и раскачивая мышь, можно быль нарисовать идеально ровные вертикальные и горизонтальные линии.

В 1967 году корпус стал пластиковым.

Откуда взялось название?

Достоверно никто не помнит, кто первый назвал этот прибор мышью. Ее тестировали 5-6 человек, возможно, что кто-то из них и озвучил сходство. Тем более что первая в мире компьютерная мышь была с проводом-хвостиком сзади.

Дальнейшие улучшения

Конечно, прототипы были далеки от идеала.

В 1968 в Сан-Франциско на компьютерной конференции Д. Энгельбарт представил усовершенствованные первые компьютерные мыши. Они имели три кнопки, помимо них клавиатура доукомплектовывалась приспособлением для левой руки.

Задумка была такова: правая рука работает с мышью, выделяя и активируя объекты. А левая с удобством вызывает нужные команды при помощи маленькой клавиатуры с пятью длинными клавишами, как у пианино. Тогда же стало ясно, что провод под рукой у оператора путается при использовании прибора, и что его нужно вывести на противоположную сторону. Конечно, приставка под левую руку не прижилась, но Дуглас Энгельбарт использовал ее на своих компьютерах до последних дней.

Продолжение работы над усовершенствованием

На дальнейших этапах развития мыши на сцену вышли другие ученые. Самое интересное, что Д. Энгельбарт никогда не получал отчислений со своего изобретения. Так как он запатентовал его как специалист Стэндфордского института, то правами на прибор распоряжался именно институт.

Итак, в 1972 году Билл Инглиш заменил колесики на трекбол, что позволило распознавать движение мыши в любом направлении. Поскольку он тогда работал в компании Xerox PARC, то эта новинка стала частью передовой по тем меркам системы Xerox Alto. Это был миникомпьютер с графическим интерфейсом. Поэтому многие ошибочно считают, что первые в компании Xerox.

Следующий виток развития произошел с мышью в 1983 году, когда в игру вступила компания Apple. Предприимчивый подсчитал стоимость массового производства прибора, которая составила примерно 300 долларов. Это было слишком дорого для обычного потребителя, поэтому было принято решение упростить конструкцию мыши и заменить три кнопки одной. Цена упала до 15 долларов. И хоть это решение до сих пор считают спорным, Apple не торопится менять свой культовый дизайн.

Первые компьютерные мыши были прямоугольной или квадратной формы, анатомический округлый дизайн появился лишь в 1991 г. Его представила компания Logitech. Помимо интересной формы новинка была беспроводной: связь с компьютером обеспечивалась при помощи радиоволн.

Первая оптическая мышь появилась в 1982. Ей для работы был необходим специальный коврик с напечатанной сеткой. И хоть шарик в трекболе быстро загрязнялся и доставлял неудобства тем, что его нужно было регулярно чистить, оптическая мышь до 1998 года была коммерчески невыгодной.

Что дальше?

Как вы уже знаете, «хвостатые» с трекболом уже практически не используются. Технологии, и эргономичность компьютерных мышек постоянно усовершенствуются. И даже сегодня, когда все более популярными становятся устройствам с тачскринами, их продажи не падают.

История
Изначально компьютерная мышь (или на языке научного доклада, "индикатор позиций X и Y") появилась в 1962 г. при частичном финансировании NASA (в интересах космической программы) в деревянном корпусе.

была собрана под руководством Дугласа Энгельбарта (Douglas Engelbart) его сотрудником и коллегой Биллом Инглиш (Bill English), а программы для демонстрации возможностей написал Джефф Рулифсон (Jeff Rulifson). Внутри устройства находились два металлических диска: один поворачивался, когда устройством двигали вперед, второй отвечал за движение мыши вправо и влево. NASA же изобретение не оценило, так как для его работы требовалась гравитация, каковой в космосе нет. разработку мыши продолжил Билл Инглиш под крылом компании Xerox PARC. Исследователи компании изменили конструкцию мыши, и именно в исследовательском центре Xerox компьютерная мышь стала похожа на современные устройства. Два диска были заменены небольшим шаром и роликами.

Первым компьютером, в комплект которого включалась мышь, был миникомпьютер Xerox 8010 Star Information System (англ.), представленный в 1981 г.. Мышь фирмы Xerox имела три кнопки и стоила 400 долларов США, что соответствует примерно $930 в ценах 2009 г., с учётом инфляции.

Широкую популярность мышь приобрела благ.аря использованию в компьютерах Apple Macintosh которая в 1983 г. выпустила свою собственную модель однокнопочной мыши для компьютера Lisa, стоимость которой удалось уменьшить до $25. В дальнейшем подобные устройства стали широко применяться и в ОС Windows для IBM PC совместимых компьютеров.

Первая оптическая мышь была выпущена компанией Microsoft в 1999 г. А придуман этот вид мышей был в исследовательских лабораториях корпорации Hewlett-Packard. Во второй половине 90-х г. в исследовательской лаборатории Agilent Technologies, принадлежащей в то время Hewlett-Packard, появилась мышка нового типа - оптическая.

В том же 1999 г. компанией Microsoft была выпущена Первая коммерческая мышка, принцип действия которой основан на Оптическом датчике второго поколения

В 2001 г. вышла серия мышей Logitech iFeel (и ряд моделей других производителей). Мыши были оснащены механизмом обратной тактильной связи. Предполагалось, что это должно было обеспечить пользователю дополнительную помощь: мышь семейства iFeel способна вибрацией корпуса информировать о пересечении границ окон или кнопок. Идея действительно новаторская, но, как выяснилось, не очень практичная: менее чем через два г. а манипуляторы серии iFeel были сняты с производства.

Первые прототипы манипуляторов с лазерным сенсором, созданным специалистами компании Agilent Technologies, были продемонстрированы в начале 2004 г. а. В сентябре того же г. а компания Logitech начала выпуск мыши MX-1000 - первого в мире серийного манипулятора, оснащенного лазерным сенсором. В качестве источника света в этой мыши использовался полупро водниковый лазер ИК-диапазона (длина волны - 842 нм).

В середине 2005 г. компания Agilent Technologies начала поставки готовых модулей датчиков перемещения на базе сенсоров LaserStream всем заинтересованным производителям, и вскоре

появились в ассортименте многих компаний. Сенсоры LaserStream обеспечивали точность регистрации перемещения до 2000 cpi при скорости движения до 45 дюймов/с (1,14 м/с) и ускорении до 20д. Некоторые производители (в частности, Microsoft) пошли собственным путем, самостоятельно разработав лазерные сенсоры для своих манипуляторов.

Осенью 2008 г.а Microsoft представила первые серийные продукты с сенсорами BlueTrack - беспроводные мыши Explorer и Explorer Mini Как заявляет производитель, эти модели стабильно работают на гранитных и мраморных столешницах, ковровом покрытии, деревянных столах и парковых скамейках.

Одной из самых интересных разработок на этом направлении за последнее время можно признать изобретение специалистов канадской компании Deanmark. Им удалось создать компьютерную мышь, которую следует надевать на руку подобно перчатке.

, устройство под говорящим названием AirMouse натягивается на указательный и средний палец руки и запястье. Таким образом, получается некое подобие перчатки для работы в виртуальной реальности, демонстрируемой в фантастических фильмах. Для отслеживания движений манипулятор AirMouse использует лазерный сенсор, а взаимодействие с компьютером происходит по беспроводному интерфейсу. При этом устройство способно работать без подзарядки в течение недели, а его активация происходит при нахождении кисти руки в определенной позиции. Кроме того, AirMouse фактически позволяет пользователю печатать на клавиатуре и использовать мышь одновременно

Принцип действия
Мышь воспринимает своё перемещение в рабочей плоскости (обычно - на участке поверхности стола) и передаёт эту информацию компьютеру. Программа, работающая на компьютере, в ответ на перемещение мыши производит на экране действие, отвечающее направлению и расстоянию этого перемещения. В дополнение к детектору перемещения, мышь имеет от одной до трёх и более кнопок, а также дополнительные элементы управления (колёса прокрутки, потенциометры, джойстики, клавиши и т. п.), действие которых обычно связывается с текущим положением курсора (или составляющих специфического интерфейса).

Достоинства и недостатки
Мышь стала основным координатным устройством ввода из-за следующих особенностей:

Очень низкая цена (по сравнению с остальными устройствами наподобие сенсорных экранов).


9 декабря считается днем рождения компьютерной мыши - именно в этот день почти 50 лет назад, в 1968 году, на конференции по интерактивным устройствам в Сан Франциско Дуглас Энгельбарт представил публике компьютерную мышь. И все это время такой манипулятор был и остается самым массовым: даже сейчас, во времена повального распространения тачпадов, сенсорных экранов и голосовых помощников, мышка зачастую является неотъемлемой частью ПК и ноутбуков. Причин на то, в общем-то, хватает: тут и удобство использования (не нужно запоминать всякие жесты 3-4 пальцами; самое сложное, что нужно знать - двойной клик), и максимальная точность (при желании можно попасть в нужный пиксель монитора - сделать это на тачпаде и тем более на сенсорном экране - из разряда фантастики). В итоге мышь и не думает умирать - и хотя со временем потерялся ее хвост, она, как и VGA с 3.5 мм аудио разъемом, будут существовать еще долго (хотя достаточно компаний хотят их убрать с рынка). Но давайте все же начнем с самого начала - с истории создания первой мыши.

История появления компьютерной мыши

В 1961 году Энгельбарт, сидя на конференции по компьютерной графике (да, для суперкомпьютеров графика появилась на десятилетия раньше, чем для персональных компьютеров), задумался - а как можно удобно управлять графическими элементами на мониторе? Без графики (при текстовом выводе информации) клавиатуры хватало заглаза, но вот управлять элементами, разбросанными по всему экрану, с нее не очень-то удобно (хотя, в принципе, возможно даже сейчас - та же Windows 10 вполне сносно, но очень медленно, управляется только с клавиатуры). Идея, пришедшая ему в голову, была крайне простой: по сути любой дисплей представляет из себя двумерный массив пикселей, каждый из которых имеет свою координату на двух перпендикулярных осях (назовем их X и Y). На экране можно иметь метку-курсор, которая позволяет работать с объектом, находящимся на экране под ним. Но вот как управлять курсором? Да очень просто - мы сделаем два диска, каждый их которых будет отвечать за движение по каждой из осей. Снимать данные с каждого диска нетрудно (значение числа Pi можно округлить, тут это не особо важно), и в результате из двух колесиков и нескольких палочек с простейшим микропроцессором можно получить устройство, которое фигурирует в патенте как «Индикатор положения XY для системы с дисплеем». Сама заявка на патент была подана в 1967 году, а сам патент был получен только в 1970ом.

Представленная в 1968 году мышь выглядела так:


С виду что-то отдаленно напоминающее современную мышку, правда тут было три кнопки и весила она как утюг. Но в те времена такое устройство не прижилось: во-первых, дабы не хромала точность, контроллер в мыши должен был обсчитывать движения хотя бы с десяток раз в секунду - в противном случае можно было легко промазать мимо кнопки (для сравнения, современные мыши имеют частоту опроса 125-1000 Гц, то есть 125-1000 раз в секунду). Но тут уже сдавался сам чип в мыши: напомню, что это был конец 60ых, и частоты микропроцессоров был даже не мегагерцы, а десятки или сотни килогерц. В итоге было решено пойти на хитрость: очевидно, что нам нужно раз в 100 мс получать данные о том, как сильно прокрутилось то или иное колесико. При этом начальная точка каждого движения по умолчанию является конечной точкой предыдущего. Тогда зачем нагружать контроллер вычислениями типа (координата конца) - (координата начала), если можно каждый раз обнулять начальную координату? В таком случае нам остается всего-то передвинуть курсор на экране на то количество пикселей, которое соответствует координате конца движения, а такие данные обсчитать контроллер мыши уже без проблем мог. Ну а самую первую координату после старта системы стали брать в центре экрана - именно поэтому даже сейчас после загрузки системы курсор мыши находится в центре дисплея.

Однако основная проблема энгельбартовской мыши была даже не в этом: колесики могли крутиться строго по горизонтали или вертикали, поэтому вы могли перемещаться по дисплею или вертикально, или горизонтально - никаких движений по диагонали не было. В итоге такая мышь, конечно, позволяла быстрее перемещаться по элементам на дисплее, чем клавиатура, но до удобной работы было еще далеко.

Исправить этот досадный недостаток смог Билл Инглиш, причем всего через 2 года после получения патента Энгельбартом - в 1972 году. Он, к слову, был ассистентом Энгельбарта, и предлагал ему воспользоваться шаровым приводом, который военные использовали еще с 1952 года: он представлял собой обычный шар для боулинга, прикрепленный к сложной аппаратной системе, и вращение шара вызывало смещение курсора на экране. Разумеется, тут не было никаких проблем с перемещением курсора по диагонали, но Энгельбарт признал такой способ неэффективным.

В итоге Инглиш, раздосадованный таким решением своего начальника, перешел работать в Xerox, где в 1972 году представил рабочую мышь с шаровым приводом. Решив, что управлять шаром напрямую неудобно, он расположил его внутри мышки, и два ролика снимают его вращение по обеим осям. Для определения угла поворота каждого ролика изначально использовался контактный энкодер (как и в военной схеме 1952 года) - это был диск с нанесенными на нем на равных расстояниях металлическими дорожками и тремя контактами, прижатыми к нему. При вращении ролика вращался диск, и контакт то пропадал, то появлялся - это позволяло отследить, в какую сторону и как сильно вращается ролик:


Основная проблема - передвижение только по двумя осям - была решена, зато появилась масса других. Во-первых, шарик катался по столу и быстро собирал грязь и пыль, что приводило к загрязнению и заеданию роликов. Во-вторых, контакты на энкодерах быстро окислялись и истирались, что опять же ухудшало точность. Ну а самыми основными проблемами была стоимость и то, что графических интерфейсов тогда как бы и не было, так что изобретение использовали лишь внутри компании, а в продажу первый ПК с мышью вышел лишь в 1981 году (это был Xerox 8010), причем мышь там стоила 400 долларов (больше 1000 долларов по текущему курсу). Разумеется, за такую цену манипулятор провалился - люди привыкли работать только с клавиатурой и не видели смысла в графических интерфейсах, особенно если для них нужен манипулятор с ценой, сравнимой со стоимостью всего ПК целиком.

Однако Стиву Джобсу этот манипулятор очень понравился, и в 1983 году Apple представляет мышь для своего компьютера Lisa. Отлично понимая, что даже за 100 долларов сей продукт провалится, инженеры в Apple сделали действительно невозможное: цена была уменьшена аж до 25 долларов! При этом, увы, пришлось пожертвовать кнопками - она осталась только одна (и это кстати до сих пор у Apple так). Продукт оказался удачным, и, вкупе с все большим распространением графических интерфейсов, мыши тоже стали развиваться и изменяться - так что об этом и поговорим.

Шаровой привод с оптическим энкодером

Итак, мировое сообщество решило, что мышь таки нужна. Но мышь Инглиша имела достаточно много проблем, о которых я писал выше. То, что загрязнялся шарик, особой проблемой не было - его можно было легко достать, почистить и забрать себе. А вот то, что со временем выходил из строя контактный энкодер, было существенной проблемой - ведь его просто так не заменишь, это был самый основной элемент мыши. В итоге решено было применить оптический энкодер. Суть его состоит в том, что теперь на диске были не контакты, а прорези, и напротив них были фотодиоды. Соответственно при вращении свет или проходил в прорези, или не проходил, что опять же позволяло оценить, в какую сторону и насколько повернулся ролик:


Так как трения теперь не было, то и проблема с истиранием и окислением контактов ушла, и мышь в таком виде существовала как минимум до начала нулевых (а кое-где используется и до сих пор).

Оптические мыши первого поколения

Многие думают, что оптические мыши - изобретение уже 21 века. На самом деле они всего на 10 лет старше мыши Инглиша - первая такая мышь появилась в 1982 году, но особого распространения не получила: проблема была в том, что для ее работы требовался специальный коврик с нанесенной на ней сеткой - именно от нее отражался свет от диода и принимался датчиком на мыши, ну а отследить перемещение по сетке особого труда не составляло. Вторая проблема была в большой стоимости - в разы выше, чем у шариковых мышей, которые к тому же еще и работали почти с любой поверхностью. Однако и плюсов у оптических мышек хватало: во-первых, это повышенная точность: если в случае с энкодерами было множество передач импульса (стол - колесо - ролик - энкодер), что достаточно сильно снижало точность и уменьшало максимальную скорость передвижения манипулятора, и в итоге если попасть по крестику или ссылку особого труда не составляло, то вот более точные (или быстрые) действия были затруднены, то в случае с оптическими мышками точность была уже на уровне пары пикселей, что позволяло более удобно работать с графикой. Ну и к тому же оптические мыши были все же более надежными - ничего чистить не надо, да и шансов поломки было меньше, так как нет механических элементов.

Оптические мыши с матричным сенсором

Вот мы и подобрались к современности: если вы пойдете в любой магазин электроники, то в дешевом сегменте вы встретите скорее всего именно такие мыши (их от лазерных отличает видимая подсветка сенсора, но об этом ниже). Как же такие мыши работают? Да очень просто: в мыши установлена сверхбыстрая видеокамера, способная делать сотни и тысячи снимков в секунду, и микроконтроллер, сравнивая их, определяет направление и величину смещения мыши. Для упрощения работы камеры используется контрастная подсветка - обычно красная. Основной плюс в сравнении с первым поколением оптических мышей - не нужен специальный коврик, такая мышь в теории работает на любой, даже стеклянной, поверхности (хотя, конечно, максимальная точность достигается все же на ковриках).

Лазерная мышь

Ну и самыми современными и дорогими являются лазерные мыши. Их принцип действия схож с оптическими - все также есть сверхбыстрая видеокамера, однако для подсветки поверхности используется уже не светодиод, а полупроводниковый лазер, а сенсор настроен на улавливание только его длины волны:


Это позволяет добиться еще большей точности - до нескольких тысяч dpi. В общем-то, для обычных пользователей такие мыши не нужны, а вот геймеры их оценили, ибо они позволяют «стрелять в пиксель».

Индукционная мышь

Еще один тип мышей, который можно назвать псевдобеспроводными: они не требуют физического подключения к ПК, и, в отличии от обычных беспроводных мышей, не требуют еще и аккумуляторов - однако, для их работы обязателен специальный коврик, а сама мышь питается засчет индукции (внутри мыши есть катушка, и под действием переменного магнитного поля от коврика на этой катушке появляется электрический ток). Плюсы таких мышек очевидны - вы получаете и беспроводную мышь, и отсутствие проблем при разрядке аккумулятора или батареек. С другой стороны, работать вы сможете только на коврике, что тоже не всем удобно.

Гироскопические мыши

В общем-то, тут и так понятно - в данном случае манипулятор достаточно далек от обычных мышей, и имеет внутри себя гироскоп, который позволяет устройству ориентироваться в трехмерном пространстве. Для работы в системе, где все плоское, он, в общем-то бесполезен, зато при 3D-моделировании или играх позволяет управляться с объектами в пространстве без привлечения клавиатуры.

Эргономические мыши

Где-то с 90ых годов мыши особо не менялись по внешнему виду - это небольшие прямоугольные или овальные бруски с утолщением в центре, на верхнем крае расположены 1-2 кнопки и колесико - в общем-то, я мог этого не писать, и так все знают, как выглядят мыши. Однако не так давно стали появляться мыши, выглядящие как что угодно, но не как мышь - эдакие пирамидки с кнопками сбоку:

В чем их смысл? В том, что такой хват более удобен и привычен человеческой руке, что может позволить избежать для некоторых людей болей в кисти при длительном использовании мыши, ну и повысить точность. На деле, разумеется, все индивидуально, но попробовать стоить каждому - возможно, что именно вам такая нетрадиционная мышь понравится.

Ну а на этом, в общем-то, все по истории и устройству компьютерных мышей: удивительно, но за 50 лет человечество так и не придумало ничего более удобного и простого. Возможно, что все изменится в будущем, ну а пока что можете погладить своего хвостатого (или бесхвостого) зверька на столе и поздравить его с 49-летием.

Аннотация: Мышь - один из обязательных компонентов базовой комплектации любого стационарного компьютера. Неким заменителем мыши в ноутбуках может выступать тачпэд (touchpad) - сенсорная площадка. С ее помощью управляют курсором путем перемещения пальца по поверхности этого устройства. Но тачпад ноутбука не может соревноваться с компьютерной мышью в удобстве работы. С помощью мыши можно управлять специальным указателем (курсором), отображаемым на экране персонального компьютера (ПК). Существует несколько типов современных мышей, различающихся как по методу соединения с компьютером (проводные и беспроводные), так и по принципу работы (оптические и лазерные).

Компьютерные мыши оптического типа имеют светоизлучатель и светоприемник, благодаря которым фиксируется перемещение манипулятора по поверхности. Иначе говоря, в оптических мышах используется крошечная камера и источник света (светодиод). Луч света отражается от поверхности, по которой мышь движется, и анализируется. Оптические мыши сегодня наиболее популярны среди обычных пользователей ПК, но у них есть проблемы при работе с хорошо отражающими свет (белыми, стеклянными или металлическими) поверхностями (рис. 4.1).


Рис. 4.1.

Мыши бывают проводные и беспроводные. Проводная мышь , так же как и клавиатура, подключается в разъем PS/2 или USB . Подключение через USB обеспечивает более высокую скорость передачи данных по сравнению с использованием PS/2 , что следует учитывать при покупке игровой компьютерной мыши. Передатчик беспроводной мыши также подключается в один из этих разъемов, после чего вы сможете работать с мышью, не испытывая дискомфорта от провода, который занимает место на столе и может постоянно за что-либо цепляться. Питание такой беспроводной мыши осуществляется за счет встроенного в нее аккумулятора или от пальчиковых батареек.

Лазерная мышь

Эта мышь будет дороже, чем оптическая (порядка $100), поскольку в ней вместо светодиода используется луч лазера. Такая мышь работает существенно точнее и более плавно, чем оптические, и на любых поверхностях. Лазер позволяет увеличить точность мыши до 2000 точек на дюйм. Мышь хороша для фанатов компьютерных игр и дизайнеров. В качестве иллюстрации к сказанному на рис. 4.2 показана беспроводная мышь Logitech V450 Nano. Красной стрелкой на рисунке показан ее приемник, который включается в USB -порт ПК. Работает мышь на частоте 2,4ГГц, ее батарея обеспечивает работу мыши в течение года.


Рис. 4.2.

Как правильно выбрать компьютерную мышь?

Итак, мыши бывают разные. Но, какую мышь стоит купить именно вам? Покупайте мышь в соответствии с предполагаемым режимом ее использования, т. е. с той работой, которую вы будете делать на ПК. Размер и форма мыши должны подходить под размер ладони вашей руки, так как эти характеристики отвечают за удобство и рациональное распределение нагрузки на кисть. Среди известных и популярных фирм-производителей компьютерных мышек можно отметить Logitech и Genius. Далее мы рассмотрим основные параметры, по которым стоит ориентироваться при покупке мыши.

Разрешение

Мыши оптического типа считаются сегодня стандартными и подойдут для решения большинства ваших повседневных задач. Покупка лазерной мыши заинтересует вас в том случае, если вы ищете манипулятор со специальными характеристиками. Чувствительность (разрешение) мыши определяется характеристиками ее сенсора, которые измеряются в точках на квадратный дюйм (dpi). Стандартная мышь имеет разрешение 400–600 dpi и частоту опроса 100 Гц - такие параметры манипулятора отвечают потребностям большинства пользователей ПК. Компьютерная мышь с разрешением свыше 1000 dpi понадобится вам для работы с графическими и инженерными приложениями (например, Adobe Photoshop или AutoCAD). Высокое разрешение обеспечивает большую точность позиционирования курсора.

Новый термин

Под разрешением мыши понимают число замеров, которые совершает мышь на пройденном расстоянии. Оно выражается в числе замеров на единицу длины в 1 дюйм (2,54 см).

Время отклика

Время отклика компьютерной мыши характеризует частоту опроса и время обработки светового сигнала, что имеет большое значение для компьютерных игр. Время отклика для игровых мышек должна составлять более 1000 Гц. Однако имейте в виду, что чем выше этот параметр, тем мышь реагирует быстрее и тем сложнее становится ею управлять.

Совет

Поскольку необходимо соблюдать баланс между скоростью мыши и точностью позиционирования курсора для данного разрешения экрана монитора, то на сегодня разрешение мыши 800 dpi при работе на мониторе с разрешением 1280x1024 можно назвать разумным компромиссом. Поднимать разрешение выше 800–1000 dpi не имеет смысла, поскольку мышь будет неудобно использовать.

Дополнительная функциональность

Опции компьютерной мыши могут быть расширены за счет дополнительных клавиш и модификации скроллинга (колеса прокрутки). Колесико может просто прокручивать документ вверх или вниз, а может также быть и нажимным, т. е. служить еще и как дополнительная кнопка. Дополнительная кнопка в графических программах может, например, менять масштаб просмотра изображения, что удобно при работе с графикой. Мыши для компьютерных игр снабжают специальной компьютерной программой, позволяющей менять их возможности. Так, например, вы можете изменить их чувствительность, а замена колеса прокрутки на трекбол позволяет точнее позиционировать курсор. Такая компьютерная мышь отлично подойдет вам для работы с компьютерной графикой. Как вы уже поняли, самые высокие требования к предъявляют мышкам любители компьютерных игр. Помимо уже отмеченных выше требований их выбирают даже по весу. Хотя есть изделия штучные и более изощренные. Например, если вы не хотите, чтобы кто-либо кроме вас пользовался компьютером, то можно приобрести мышь со встроенным сенсором, считывающим ваш отпечаток пальца.

Приемы управления курсором с помощью мыши

Ниже мы рассмотрим базовые приемы работы с мышью в операционной системе Windows 7.

Упражнение 4.1. Зависание мыши

Наведите курсор мыши на кнопку Пуск , находящуюся на Панели задач , и задержите мышь на некоторое время. Появится всплывающий текст "Пуск" (

Независимо от того, используете ли вы её для работы или игры, наши руки сжимают компьютерную мышь почти каждый день. В чём разница между оптической и лазерной мышью?

Они лежат на полках магазинов в большом ассортименте, большинство предназначено для правшей, в то время как немногие имеют эргономичный дизайн, подходящий и для левшей. Из всех особенностей и форм-факторов вы найдёте два базовых исполнения компьютерных мышек: с оптическим датчиком или на основе лазера. Что лучше? Давайте разбираться.

Угадай, что? Все современные компьютерные мыши оптические

Современные компьютерные мыши это те же фотокамеры, которые вместо захвата лиц захватывают изображения поверхности снизу (стола, подставки и т. д). Захваченные изображения преобразуются в данные для отслеживания текущего местоположения периферии на поверхности. В конечном счете это камера с низким разрешением на ладони предназначена только для отслеживания координат X и Y тысячи раз в секунду.

По сути, все компьютерные мыши состоят из крошечной камеры с низким разрешением (CMOS-сенсора), двух объективов и источника освещения. Все мыши оптические, с технической точки зрения, потому что собирают данные оптическим способом. Тем не менее те, что продаются как оптические модели, в работе опираются на инфракрасный или красный светодиод, который проецирует свет на поверхность. Этот светодиод обычно устанавливается под углом, и фокусирует освещение на луч. Луч отскакивает от поверхности, через объектив, который увеличивает отражённый свет, и передаёт на CMOS-датчик.

Датчик CMOS собирает свет и преобразует светлые частицы в электрический ток. Затем эти аналоговые данные преобразуются в 1 и 0, что приводит к захвату более 10,000 цифровых изображений каждую секунду. Эти изображения сравниваются для создания точного местоположения мыши, а затем конечные данные отправляются на ПК для размещения курсора каждую одну-восьмую миллисекунды.

На старых светодиодных мышках вы могли заметить, что светодиод был направлен вниз прямо и светил красным лучом на поверхность, которую видел датчик. Теперь светодиодный свет проецируется под углом и, как правило, невидим (инфракрасный). Это помогает вашей компьютерной мыши отслеживать движения на большинстве поверхностей.

Между тем компания Logitech первой ввела понятие использования лазера для компьютерной мыши ещё в 2004 году. В частности, он называется лазерным диодом с вертикальной полостью, или VCSEL, который используется в лазерных указателях, оптических приводах, считывателях штрих-кодов и на других устройствах.

Этот инфракрасный лазер просто заменяет инфракрасный / красный светодиод на оптических моделях. Но не беспокойтесь: он не испортит ваши глаза, потому, что излучает свет только в инфракрасном диапазоне, который человеческий глаз не воспринимает. Это главное преимущество позволяет лазерной мыши использовать луч большей интенсивности, что обеспечивает лучшую визуализацию и повышенную чувствительность.

В своё время лазерные модели считались намного превосходящими оптические версии. Со временем, однако, оптические мыши улучшились, и теперь они работают в самых разных ситуациях, с очень высокой степенью точности. Преимущество лазерной модели обусловлено большей чувствительностью, чем у мышки на светодиодах. Однако, если вы не являетесь ярым игроком, это не такая уж важная функция.

Итак, какова разница между использованием оптической и лазерной компьютерной мыши, кроме разницы в освещении?

Для начала надо упомянуть, что оба метода используют неровности поверхности для отслеживания положения периферии. Но, лазер может проникать глубже в текстуру поверхности. Это даёт больше информации для датчика CMOS и процессора внутри мыши, чтобы манипулировать и передавать данные на родительский ПК.

Например, несмотря на то что обычное стекло прозрачное, на нём всё ещё имеются очень мелкие неровности, которые можно отследить лишь с помощью лазера. Это позволяет использовать поверхность стеклянного стола при работе, хоть она неидеальная. Между тем, если мы разместим современную оптическую мышь на той же стеклянной поверхности, она не сможет отслеживать наши движения. Поместите стеклянную поверхность на чёрный рабочий стол, и оптическая мышка всё равно не сможет отслеживать движение. Удалите стекло, и оптическая мышь начнёт прекрасно работать.

Конечно, шансы постоянного использования компьютерной мыши на стеклянной поверхности крайне редки, но это демонстрирует то, как два процесса освещения отличаются по производительности. Светодиод будет отслеживать аномалии, обнаруженные на верхнем слое поверхности, в то время как лазер может проникнуть глубже, чтобы найти дополнительные позиционные детали. Оптические компьютерные мыши лучше всего работают на не глянцевых поверхностях и ковриках, а лазерные могут функционировать практически на любой глянцевой или не глянцевой поверхности.

Точность и чувствительность

Проблема с лазерными компьютерными мышками заключается в том, что они могут быть слишком точными, собирать бесполезную информацию, как невидимые частички поверхности. Это приводит к проблемам при движении на более медленных скоростях, вызывая «дрожание» на экране. Это некорректное отслеживание 1: 1, связано с бесполезными данными, передаваемыми в общий трекинг, используемого ПК. Результат, курсор не будет отображаться в точном месте в то время, когда ваша рука его туда направила. Хотя эта проблема во многом улучшилась за годы, лазерные мыши всё ещё не идеальны, к примеру, когда вы рисуете детали в Adobe Illustrator.

Тем не менее дрожание не имеет ничего общего с количеством точек на дюйм, которые мышь может отслеживать за секунду. Вместо этого, дрожание привязано ко всему, что сканируется лазером, собирается датчиком, и передаётся процессору родительского ПК для отображения экранного курсора. Чтобы сгладить некоторые из дрожаний, вы можете положить материал на основе ткани, а под него твёрдую тёмную поверхность, на ваш стол, чтоб лазер не собирал ненужные или нежелательные данные.

Другим вариантом может стать уменьшение чувствительность. Разрешение датчика CMOS на компьютерной мыши отличается от фотокамеры, поскольку оно основано на движении. Датчик состоит из заданного количества физических пикселей, выровненных по квадратной сетке. Разрешение связано с количеством отдельных изображений, захваченных каждым пикселем во время движения по поверхности.

Поскольку физические пиксели не могут быть изменены, датчик может использовать обработку изображения для разделения каждого пикселя на меньшей области. Тем не менее все компьютерные мыши имеют заданное физическое разрешение, а повышенная чувствительность связана с алгоритмами внутри датчика, поэтому можно ускорить движение курсора на экране, при одинаковых физических движениях. Таким образом, чем ближе вы к базовому разрешению, тем меньше нежелательных позиционных данных собирает датчик в компьютерной мыши на основе лазера.

Проще говоря, более низкая чувствительность приводит к более точному движению.

Что лучше?

Это зависит от приложения и окружающей среды. Если вы посмотрите на марку Logitech G, вы заметите, что там Logitech в основном фокусируется на светодиодных мышах, когда речь заходит о компьютерных играх. Это потому что пользователи обычно сидят за столом и, возможно, даже используют коврик для мыши, предназначенный для лучшего отслеживания и сцепления с поверхностью. Однако, у компании есть и лазерные мыши, та же Logitech предлагает небольшую часть устройств с лазером, которые не являются ориентированными на геймеров.

Другой производитель Razer, предпочитает лазерную технологию, потому что она предлагает более высокую чувствительность в играх. В целом мы не считаем, что оптическая или лазерная технология сама по себе полностью самодостаточная. Наша рекомендация более конкретна при офисном использовании.

Лазерная мышь может быть идеальной, когда вы находитесь в гостиничном номере, в гостиной, лежащим на диване, или листаете Facebook, сидя на заседании. Производительность может быть непостоянной, учитывая поверхность снизу, но с помощью лазерной мышки у вас определённо больше возможностей на любых поверхностях. Компьютерная мышка на основе лазеров пригодится, если приходится использовать ногу в качестве поверхности для отслеживания, или когда в офисе нет ничего, кроме блестящей мебели, которую абсолютно ненавидит ваше светодиодное устройство.

Большинство современных высокопроизводительных мышек используют лазер. Однако, как правило, они стоят дороже. В то время как лазер является более универсальной технологией, достойная оптическая мышь может справиться с меньшими затратами, пока вы используете её на ровной, не глянцевой поверхности.

Надеемся это статья помогла хоть немного лучше понять отличия технологий в главных периферийных устройствах, а то, какая компьютерная мышь нужна именно вам, решать тоже вам.

Сенсоры мышей: Лазер или Оптика?

Если вы нашли ошибку, не работает видео, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



В продолжение темы:
Android

Популярная социальная сеть ВКонтакте позволяет находить новых друзей и держать контакт со всеми близкими. Помимо этого, каждый пользователь может делиться собственными...