Создание программ в среде delphi. Создание собственных процедур и функций Delphi

Мы уже ознакомились с компонентами Delphi в статье , и хоть мы еще ничего не понимаем в программировании, но все же, я думаю, что нам уже хочется как можно быстрее начать создавать что-то самостоятельно. Поэтому именно сейчас я предлагаю написать свое первое приложение на Delphi и рассмотреть, как и куда пишется код программы, а также посмотреть, что делает Delphi,создавая программы, и как устроен создаваемый проект. Ну а после этого мы перейдем к дальнейшему изучению теории.

В компьютерной литературе принято писать первое приложение, которое выводит на экран надпись “HelloWord”, мы же несколько переиначим и создадим свое первое приложение, которое будет выводить надпись “HelloDelphi” .

Понятное дело, для начала нам нужно запустить сам Delphi. После того как перед нами открылось окно оболочки - создаем новый проект File | New | VCL Forms Application - Delphi .

Давайте теперь посмотрим на менеджер проектов. На рисунке ниже показано окно, в котором раскрыты все ветви дерева, чтобы мы могли посмотреть на все составляющие нового проекта.

Рисунок. Менеджер проекта, создаваемого приложения

В менеджере проектов появилось целое дерево. Давайте рассмотрим каждый пункт этого дерева.

ProjectGroup1 (Заголовок дерева) - имя группы проектов. В одной группе проектов может быть несколько приложений. В нашем случае мы создали одно новое приложение, поэтому в группе будет только оно. Если вы нажмете кнопку New (Новый) в окне менеджера проектов и создадите новое приложение, то оно будет добавлено в существующую группу проектов.

Project1.exe - имя проекта (приложения). Когда мы создаем новое приложение, Delphi дает ему имя Project плюс порядковый номер.

Unit1.pas - модуль. Проект состоит из модулей. Каждое окно программы хранится в отдельном модуле, а мы видим на экране, что у нашего приложения есть окно, и именно оно находится в нем. Файлы с расширением pas содержат исходный код модуля. Имя файла такое же, как и у модуля.

Unit1.dfm - это визуальная форма. Она сохраняется в файле с таким же именем, как у и модуля, но с расширением dfm .

Когда у нас в проекте несколько приложений, то только одно из них является активным, и именно его мы можем выполнять и отлаживать в среде оболочки Delphi. Имя активного приложения написано жирным шрифтом. Чтобы изменить активное приложение, достаточно дважды щелкнуть по его имени левой кнопкой мыши или щелкнуть правой по имени нужного проекта и из контекстного меню выбрать Activate (Активировать).

Но сейчас мы будем работать только с одним приложением, поэтому если вы создали два, то второе надо удалить. Для этого выделяем имя приложения и нажимаем на клавиатуре кнопку Delete. Перед нами появляется окно с подтверждением на удаление. Если нажать Yes (Да), то приложение будет удалено из группы проектов.

Следует отметить, что реально файлы с диска не удаляются. Они остаются на месте, но не отображаются в нашем проекте. Поэтому если мы сохранили проект и файлы нам больше не нужны, то можно найти эти файлы и удалить вручную. Если мы не успели сохранить файлы, то, естественно, их на диске и не будет.

Давайте сохраним наше новое приложение. Для этого выберем из главного меню File | SaveAll . Перед нами откроется стандартное окно сохранения файла. Для начала Delphi запросит ввести имя модуля. По умолчанию указано текущее имя - Unit1.pas. Давайте изменим его на MainUnit и нажмем кнопку Save (Сохранить).

Здесь следует отметить, что нельзя вводить имена с пробелами или на русском языке. Если вы попытаетесь ввести нечто подобное, то произойдет ошибка, ваш файл не будет сохранен и придется заново повторять процедуру сохранения. Не забудьте выбрать папку, куда вы хотите сохранить модуль и проекты. Желательно, чтобы все файлы одного проекта хранились в одной папке, по крайней мере на начальном этапе, пока вы не наберетесь опыта.

После того как мы сохранили MainUnit, Delphi запросит у нас имя будущего проекта. Поскольку мы решили писать новое приложение под названием HelloDelphi , то здесь давайте и введем HelloDelphi. Имя проекта также как и имя модуля должно вводиться без пробелов и только латиницей. После того как ввели имя проекта, можем нажимать кнопку Save (Сохранить). Проект сохранится в файле под именем HelloDelphi.dpr . Когда мы захотим вновь открыть этот проект, то нам нужно открывать именно этот файл. Не нужно открывать файлы с расширением pas , потому что это всего лишь составляющая часть проекта. Открывать нужно файлы с расширением dpr .

Старайтесь выбирать имена, наиболее точно отображающие содержимое модуля, чтобы потом легче было разобраться, для чего предназначены файлы в больших проектах. К тому же желательно помнить, что имя проекта задает имя будущего исполняемого программного файла проекта. Если вы оставите имя Project 1, то и имя исполняемого файла будет Project1.exe .

Сохранять проекты желательно в отдельных папках. Для каждого проекта лучше отводить отдельную папку, потому что каждый проект состоит из множества файлов, и когда у нас будут большие проекты, то мы не сможем отделять их один от другого, если они будут находиться в одной папке. Все дополнительные формы или модули, которые мы будем создавать для проекта, желательно также сохранять в папке этого проекта. В таком случае нам будет проще их копировать на другой компьютер, архивировать или переносить в другую папку.

Давайте теперь посмотрим, как изменился наш менеджер проектов. Как видите, имя проекта изменилось на HelloDelphi, а имя модуля на MainUnit.

Теперь давайте откроем папку, в которую мы сохранили наш проект, и посмотрим, какие файлы там присутствуют.

1. HelloDelphi.cfg - файлы с расширением cfg , содержат конфигурацию проекта.

2. HelloDelphi.dof - файлы с расширением dof , содержат опции проекта.

3. HelloDelphi.dpr - файлы с расширением dpr , это сам проект. В этом файле находится описание используемых в проекте модулей и код инициализации программы. Его можно использовать и для написания кода. В будущем мы узнаем, что можно писать в этом модуле и для чего.

4. HelloDelphi.res - файлы с расширением res , содержат ресурсы проекта, например, такие как иконки, курсоры и др. По умолчанию Delphi помещает в этот файл только иконку, но это не значит, что вы не можете использовать файл для хранения других ресурсов.

5. MainUnit.pas - файлы с расширением pas , содержат исходный код модулей.

6. MainUnit.dfm - файлы с расширением dfm , содержат визуальную информацию о форме.

7. MainUnit.ddp - файлы с расширением ddp , определяют вспомогательные файлы модуля, например, диаграммы. Если вы не используете диаграммы, то можете удалять эти файлы, хотя они все равно будут генерироваться.

8. MainUnit.dcu - файл с расширением dcu , представляет откомпилированный модуль проекта в промежуточном формате. Когда компилируется программа, все модули компилируются в файлы формата DCU, а потом собираются в один и получается один исполняемый файл. Если модуль не изменялся с последней компиляции, то Delphi пропустит его, а во время сборки будет использовать существующий файл формата DCU, чтобы увеличить скорость компиляции. У вас пока не может быть этого файла, потому что вы еще не компилировали свой проект.

Файлы исходных кодов (с расширением pas) — это текстовые файлы, которые мы будем редактировать в редакторе кода. Файлы визуальных форм (с расширением dfm) создаются автоматически, и в них будет храниться информация о том, что находится на форме, а также настройки самой формы. Я открыл этот файл с помощью Блокнота, и вот что я там увидел:

object Form1: TForm1
Left = 0
Top = 0
Caption = "Form1"
ClientHeight = 213
ClientWidth = 455
Color = clBtnFace
Font.Charset = DEFAULT_CHARSET
Font.Color = clWindowText
Font.Height = -11
Font.Name = "Tahoma"
Font.Style =
OldCreateOrder = False
PixelsPerInch = 96
TextHeight = 13
End

Первая строка идентифицирует объект, его имя и тип. Потом идет перечисление свойств объекта и значения, которые им присвоены. Описание свойств компонента заканчивается ключевым словом end .

Если у вас возникла проблема с открытием формы, вы можете открыть файл визуальной формы в текстовом редакторе и подправить необходимое свойство. Это может потребоваться, когда на форме есть компонент, который соединяется с базой данных. Если соединение активно и база недоступна, то при открытии формы Delphi будет пытаться соединиться с базой данных, и при неудачном соединении форма может не отобразиться. В этом случае нужно открыть такой файл в текстовом редакторе и отредактировать свойства соединения с базой. Можно отключить соединение или подправить путь к другой базе данных (о самих базах данных мы будем говорить позже).

А теперь давайте вернемся к нашей программе HelloDelphi, которую мы должны написать. Сначала посмотрим, что у нас уже есть. В принципе, мы ничего особого не сделали, но у нас уже есть готовое окно, которое можно превратить в программу. Для этого нужно скомпилировать проект. Чтобы скомпилировать проект, выбираем из меню пункт Project | Compile HelloDelphi , или нажимаем Ctrl+F9 . Если мы ничего не меняли в настройках Delphi, то у нас должно появится окно состояния компиляции.

Рисунок. Окно состояния компиляции в Delphi

Давайте разберемся, что показывает нам это окно.

В этом окне довольно хорошо отображается состояние компиляции. Интерес представляют три значения.

Hints - сообщения. Это простые сообщения, которые указывают на места, где можно улучшить код. Например, вы объявили переменную, но не пользовались ею. В этом случае появится соответствующее сообщение. Это, конечно же, не ошибка, и программа все же будет скомпилирована. Но благодаря этим сообщениям вы сможете увидеть, где была объявлена лишняя переменная или, возможно, просто что-то было забыто.

Warning - предупреждения. На них нужно обращать более пристальное внимание. Например, вы объявили переменную, затем попытались ее использовать, не присвоив начальное значение. В этом случае появится предупреждение. Это опять же не ошибка, и программа будет скомпилирована, но Delphi предупреждает вас о возможной ошибке. Такие предупреждения нужно проверять, потому что вы действительно могли забыть что-то сделать, и это уже может привести к фатальной ошибке выполнения программы.

Errors - это уже самые настоящие ошибки. Они указывают на те места, где была допущена грубая ошибка, из-за чего программа не может быть скомпилирована.

Как видим, никаких сообщений, предупреждений или ошибок у нас нет. И это понятно, ведь мы еще ничего не делали и не успели испортить созданную для нас заготовку. Программа скомпилирована. Просто нажимаем кнопку ОК, и это окно закрывается. Можно сделать так, чтобы окно автоматически исчезало по завершении компиляции, для этого нужно поставить галочку в Automatically close on successful compile (Автоматически закрывать после удачной компиляции), но я не рекомендую этого делать.

Теперь давайте вернемся в папку, где мы сохранили проект и посмотрим, что у нас изменилось. В этой папке появился исполняемый файл HelloDelphi.exe . Запустим его, и мы увидим пустое окно.

Давайте изменим заголовок нашей формы на HelloDelphi . Как известно, в Delphi все объекты, а значит, и окно программы тоже объект. Заголовок окна - это скорей всего свойство окна. Для того чтобы изменить это свойство, нужно перейти в объектный инспектор (вкладка Properties (Свойства)), найти свойство Caption (Заголовок) и ввести в его поле ввода слово HelloDelphi (сейчас у нас там написано Form1 и при запуске HelloDelphi.exe у нас появляется форма с заголовком Form1). После этого можно нажать Enter или просто перейти на другую строку с другим свойством.

После всего этого давайте запустим нашу программу. Для этого можно вновь скомпилировать ее и запустить файл. Однако на этот раз мы будем действовать иначе. Выбираем из меню Run (Выполнить) пункт Run (или нажимаем на клавиатуре клавишу F9). Delphi сразу откомпилирует и запустит готовую программу. Как видим, программирование не настолько страшно, как кажется на первый взгляд.

Рисунок. Объектный инспектор. Изменение свойства Caption

К уроку (статье) прилагается исходник , посмотрев который, вы можете ознакомиться с полным исходным кодом программы и посмотреть как работает созданная программа. Исходный код сопровождается комментариями, благодаря чему вы сможете легко в нем разобраться. Но я настоятельно рекомендую делать все самостоятельно. Так вы лучше и быстрее усвоите то, о чем говорилось в этом уроке

Для того чтобы получить возможность скачать исходник Delphi к этому уроку, необходимо посетить сайт рекламодателя. После этого, появится ссылка на исходник Delphi к уроку HelloDelphi. Создаем свое первое приложение на Delphi
Нажмите на эту ссылку

Динамически создаваемые компоненты - это компоненты, место в памяти под которые выделяется по мере необходимости в процессе работы приложения. Этим они и отличаются от компонентов, которые помещаются на Форму при проектировании приложения. Возможность создавать компоненты динамически это очень большое удобство для программиста. Например, можно создавать в цикле сразу много однотипных компонентов, формируя из них массив, которым в дальнейшем очень просто управлять.

Все компоненты, как объекты, имеют множество свойств, определяющих их работу. При установке компонента на Форму из палитры большинство этих свойств определяются системой Delphi автоматически. При создании динамического компонента программист должен описать и настроить их вручную. Посмотрим, как это делается.

Прежде всего, для появления динамически создаваемого компонента нужно выделить под него место в памяти. Выделением места в памяти компьютера под любой компонент занимается конструктор типа объекта этого компонента - метод Create . Для этого сначала нужно описать переменную нужного типа, а затем для выделения памяти воспользоваться методом Create. Метод Create имеет параметр Owner , определяющий так называемого "владельца" для создаваемого компонента.

Хотя на самом деле владелец нужен не для создания, а для уничтожения компонента. То есть, при уничтожении компонента-владельца происходит автоматическое уничтожение всех компонентов, у которых он указан в качестве владельца.
При обычной установке компонента из палитры система делает владельцем этого компонента Форму. Проще всего поступать так же. Однако можно указать в качестве владельца сам этот компонент, воспользовавшись в качестве параметра ключевым словом Self .

Далее. Когда компонент создан, то есть место в памяти под него выделено, можно задавать значения параметрам этого объекта. Прежде всего, это ещё один компонент, так называемый "родитель". Компонент-родитель будет отвечать за отрисовку нашего динамически создаваемого компонента. Это значит, что новый компонент появится в границах компонента-родителя.

Если компонент-владелец имеет тип TComponent , то есть может быть любым компонентом, то компонент-родитель уже имеет тип TWinControl . То есть это должен быть "оконный" компонент, умеющий принимать и обрабатывать сообщения от системы Windows. Это необходимо, так как компонент должен находиться в некоторой иерархии компонентов, принимающих и передающих сообщения от системы Windows. Нашему динамическому компоненту сообщения будут передаваться через компонент-родитель.

А некоторые компоненты вообще не умеют принимать сообщения от системы, и в процессе работы в этом случае ими также будет управлять компонент-родитель, например, Форма или Панель, на которой они находятся.

Естественно, компонент не может быть родителем для самого себя. Имя компонента-родителя просто присваивается свойству Parent создаваемого динамически компонента.

Вот общая схема "конструирования" динамически создаваемого компонента:

var Component: TComponent;//Описать переменную для компонента

begin
Component:=TComponent.Create(Owner);//Задать владельца
Component.Parent:=Parent;//Задать родителя
end ;

Естественно, для визуальных компонентов значения таких свойств по умолчанию как положение на Форме, ширина, высота "свежесозданного" динамически компонента мало кого устроят. Нужные размеры и положение компонента также придётся задать программисту.

Давайте для примера динамически создадим многострочный редактор, компонент Memo . Пусть он появляется на Форме по нажатию кнопки:

Ребята, не забывайте присваивать (ассоциировать в Инспекторе Объектов) своим кнопкам предлагаемые здесь процедуры. А то потом в комментариях и появляются возгласы: "ничего не работает!"

Есть ещё свойство Name ! По умолчанию Delphi присвоит ему типовое имя с присвоением очередного порядкового номера: Memo1. Программист при создании компонента также может присвоить свойству Name нужное значение, например:

Memo.Name:="DynamicallyCreatedMemo";

К данному компоненту можно обращаться как по этому имени, так и с указанием переменной, с помощью которой он был создан: Memo. Естественно, в последнем случае переменная должна быть глобальной.

Теперь хочу обратить ваше внимание на один нюанс. Создайте новый проект. Создайте-создайте, а то не получите того эффекта, на который я рассчитываю. В новом проекте создавать тот же компонент Memo мы будем в обработчике OnCreate Формы, чтобы Форма появлялась уже с нашим компонентом. Для пустой Формы создайте обработчик события OnCreate и наполните его вышеприведённым кодом. И что же - при попытке исполнить приложение мы получим от компилятора ошибку!

А дело вот в чём. Посмотрите в свежесозданном проекте, ещё до добавления компонентов, на список перечисленных в операторе uses стандартных модулей:

unit Unit1;

interface

uses

Dialogs;

Теперь возьмите в Палитре компонентов компонент Memo или ту же кнопку Button, положите на Форму и опять посмотрите на список модулей:

uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,
Dialogs, StdCtrls ;

Подчёркиванием я выделил модуль, который автоматически добавил Delphi к списку необходимых модулей. Перед выполнением приложения компилятор просматривает установленные компоненты и добавляет в список uses модули, необходимые для работы этих компонентов. Так что даже если вы полностью сотрёте этот список (оставьте только " uses Forms; "), Delphi его восстановит в том минимальном виде, который нужен для функционирования компонентов.

Поэтому естественно, что мы получили ошибку в предыдущем варианте - не хватало нужных модулей. Теперь смело жмите Run !

Также становится понятно, почему приложение, создающее Memo через нажате кнопки, сразу заработало. Для работы компонентов Button и Memo необходим один и тот же модуль StdCtrls, описывающий компоненты, расположенные на вкладке Standart. Поэтому, когда мы положили на Форму компонент Button, Delphi добавил этот модуль, что обеспечило работу также и Memo.

Так вот что нужно делать, чтобы подобная ошибка не появлялась! Просто положите на Форму из палитры компонентов компонент, который вы создаёте динамически, и жмите Run . Всё, после компиляции компонент можно удалять за ненадобностью - модуль, необходимый для его работы, Delphi затирать не станет! И ваш динамически создаваемый компонент будет работать.

Можно, конечно, обойтись и без добавления на Форму и последующего удаления компонентов, которые мы в программе будем создавать динамически. Посмотрите - при наведении мышки на любой компонент в Палитре Компонентов всплывает подсказка с названием модуля, в котором он описан. Добавьте это название в список uses, и всё! Но если ошибётесь в какой буковке - пеняйте тогда на себя.

Теперь возникает вопрос, как можно создать приложение аналогичное первому, где компонент Memo создавался динамически по нажатию кнопки, но чтобы кнопка тоже была создана динамически!

Динамически создать кнопку мы можем в обработчике OnCreate Формы, точно так же, как и компонент Memo. Однако она не будет работать - создавать компонент Memo. Естественно, ведь обработчика OnClick для неё мы не создали! Давайте сделаем это.

Естественно, проще всего создать обработчик для динамически создаваемого компонента, воспользовавшись готовым компонентом из палитры. Создаём для него нужный обработчик, а затем этот компонент просто удаляем. А теперь достаточно присвоить имя созданного обработчика соответствующему свойству динамического компонента. Название этого свойства будет совпадать с названием соответствующего события в Инспекторе Объектов. Например, для события OnClick пишем так:

Button.OnClick:=Button1Click;

Естественно, имя обработчика может быть любым, просто в данном случае я воспользовался тем обработчиком, что создал Delphi для кнопки из палитры. Если оно вам не нравится, можно смело переименовать процедуру, только не забудьте изменить её название также и в описании типа Формы.

Теперь мы умеем создавать компоненты динамически, и можем наделать компонентов столько, сколько нам требуется. Но такие уж они, динамически создаваемые компоненты, что надобность в них как появляется, так и исчезает - динамически! Иногда нужно и уничтожить компонент. Для уничтожения компонента есть простой метод: Free.

Component.Free;

Вот и всё. Все ресурсы, выделенные для функционирования компонента, будут освобождены. Останется только созданная переменная, указывающая на уже несуществующий в памяти объект. Её тоже неплохо бы уничтожить. Это делается присвоением переменной значения nil . Есть процедура, выполняющая оба эти действия, уничтожение и объекта и переменной: FreeAndNil:

FreeAndNil(Component);

И это относится не только к динамически созданному - к любому компоненту и объекту в памяти.


Разработка собственных компонентов

Если вас не устраивают стандартные компоненты, поставляемые вместе с Delphi, значит, вам пора попробовать себя в создtании своих собственных. Сначала мы начнем с простых и постепенно перейдем к более сложным. И так, начнем.

Перед созданием своего компонента важно правильно выбрать для него предка. Кто же может быть предком для вашего компонента? Как правило, используются в виде предков TComponent, TControl, TWinControl, TGraphicControl, TCustomXXXXXX, а также все компоненты палитры компонентов. Возьмем для примера компонент TOpenDialog, который находится на странице Dialogs палитры компонентов. Он хорошо справляется со своей задачей, но у него есть одно маленькое неудобство. Каждый раз, когда его используешь необходимо каждый раз изменять значение свойства Options. И причем это, как правило, одни и те же действия.


нажатие на этой строке Ctrl + Shift + C создает шаблон для этого метода, внутри которого мы вставляем такие строки:


Установка созданного компонента Component/Install Component...

  • Install Into New Package
  • Package file name: C:\Program Files\Borland\Delphi4\Lib\OurTest.dpk
  • Package description: Our tested package

Вам не нравится, что у нашего компонента иконка такая же как у стандартного? Тогда создадим для него свою собственную. Для этого нам необходимо вызвать Tools/Image Editor. Создаем новый *.dcr файл. Вставляем в него рисунок Resource/New/Bitmap. Устанавливаем размер картинки 24x24 точек. А дальше - ваше творчество... Обратите внимание: цвет точек, совпадающий с цветом точки в левом нижнем углу рисунка, будет считаться ПРОЗРАЧНЫМ!

После того как вы создали свой рисунок, переименуйте его из Bitmap1 в TOurOpenDialog и сохраните файл с именем OurOpenDialog.dcr. Удалите компонент из пакета и установите его снова (только в этом случае добавится и ссылка на *.dcr файл).

Compile, Install и удачи!

Разработка программного обеспечения для ОС Windows и иных популярных может осуществляться посредством самых разных типов инструментов. В числе тех, что характеризуются большой популярностью в среде российских и зарубежных программистов, — программа Delphi. Какова специфика данного инструмента разработки? Каковы наиболее примечательные его возможности?

Общие сведения о Delphi

Delphi — среда разработки прикладных программ, которые предназначены для запуска в ОС Windows, MacOS, а также в мобильных операционных системах — iOS и Android. Характеризуется простотой языка и процедур генерации кода.

При необходимости обеспечивает низкоуровневую коммуникацию с ОС и библиотеками, составленными на языках C и C++. Программы, которые создаются с помощью Delphi, не требуют сторонних оболочек для запуска — таких как, например, Java Virtual Machine. Delphi — среда разработки, которая может успешно применяться как профессионалами, так и в учебных целях. Для того чтобы освоить базовые ее возможности, необязательно обладать высокой квалификацией и знанием сложных языков программирования.

Основные преимущества

Изучим то, каковы ключевые преимущества программного продукта, о котором идет речь. Когда в той или иной IT-компании осуществляется обоснование выбора среды разработки, Delphi становится выбором многих программистов и рекомендуется ими к использованию. Это связано с тем, что данная среда позволяет создавать приложения в самые оперативные сроки, обеспечивать их высокую производительность даже на тех компьютерах, которые имеют скромные аппаратные характеристики. Значимый аргумент в пользу выбора рассматриваемой среды разработки — ее можно дополнять за счет новых инструментов, не предусмотренных стандартным набором решений, присутствующим в интерфейсе Delphi.

Изучим теперь то, каковы нюансы практического пользования возможностями Delphi.

Специфика интерфейса

Прежде всего можно обратить внимание на некоторые особенности интерфейса рассматриваемой среды разработки ПО. Так, структура рабочего пространства программы предполагает одновременную работу с несколькими основными окнами. Рассмотрим данное свойство подробнее.

Среда разработки Delphi, 7 версии в частности, предполагает задействование следующих ключевых модулей: дизайнера форм, редактора, палитры, инспектора объектов, а также справочника. В некоторых модификациях Delphi отмеченные компоненты могут именоваться иначе. Например, редактору может соответствовать окно кода программы, дизайнеру — окно формы. Однако функциональное назначение их будет тем же самым. Отмеченные элементы интерфейса Delphi могут дополнять различные вспомогательные инструменты. Основными с точки зрения процедур разработки программ считаются первые два. Но важны также и остальные. Рассмотрим особенности пользования отмеченными модулями Delphi.

Дизайнер форм, редактор и палитра

С помощью дизайнера форм разработчик создает интерфейс своей программы. В свою очередь, в редакторе пишется ее код. Многие программисты, которые рекомендуют сделать выбор среды разработки Delphi как самого оптимального решения, в качестве аргумента приводят простоту пользования дизайнером форм. Некоторые специалисты считают, что этот процесс и вовсе больше похож на игру.

Как только пользователь начинает создавать программу и запускает дизайнер форм, то изначально в нем нет никаких элементов, он пустой. Но его тут же можно заполнить с помощью инструментов, расположенных на другом модуле Delphi — палитре. программы, которые настраиваются в дизайнере форм, должны управляться командами, которые, в свою очередь, пишутся в редакторе.

Но вернемся пока что к палитре. С помощью нее можно размещать в области дизайнера форм нужные объекты. Для того чтобы использовать тот или иной инструмент, следует щелкнуть один раз на нем — пока он в области палитры, второй раз — в окне дизайнера форм. После этого соответствующий объект переместится в область разработки, и для него можно прописывать код в редакторе.

Инспектор объектов

Другой значимый элемент, который содержит Delphi — среда разработки приложений для ОС Windows и иных распространенных платформ — инспектор объектов. Можно отметить, что информация, отображаемая в нем, меняется: на это влияет статус объекта, который выбран в области дизайнера форм.

Структура инспектора объектов такова. Он состоит из двух окон. На каждом фиксируются алгоритмы, определяющие поведение соответствующих компонентов. В первом отображаются свойства, во втором — события. Если программист желает внести корректировки в алгоритмы, влияющие на конкретный компонент, то задействуются возможности инспектора объектов. Так, например, можно менять позиционирование тех или иных элементов интерфейса программ, их высоту и ширину.

В инспекторе объектов есть закладки, с помощью которых можно переключаться между страницами, отражающими свойства или события, которые непосредственно связаны с редактором. Так, если два раза щелкнуть на правой части какого-либо из отображаемых на экране пунктов, то код, который соответствует тому или иному событию, зафиксируется в редакторе.

Разработка программного обеспечения в Delphi предполагает использование инспектора объектов для решения самых разных задач. Это предопределяется тем, что с помощью данного инструмента можно изменять свойства фактически любых объектов, расположенных на форме, а также ее самой. Изучим подробнее некоторые особенности работы с инспектором объектов.

Инспектор объектов: использование возможностей

Для того чтобы понять, как функционирует интегрированная среда разработки Delphi в части взаимодействия инспектора объектов и форм, можно попробовать внести изменения в свойства некоторых распространенных элементов интерфейса ПО в Windows — например, Memo, Button и Listbox (чуть позже мы исследуем их сущность подробнее). Для начала их нужно разместить на форме, используя доступные средства Delphi.

Можно попробовать поэкспериментировать со свойством Ctl3D. Для этого нужно щелкнуть мышкой на форме, после чего перейти в инспектор объектов и изменить значение рассматриваемого свойства. После этого форма значительно изменит Одновременно свойство Ctl3D будет изменено на каждом из элементов, что размещены в окне разработки.

После произведенных экспериментов мы можем вновь перейти на форму и активизировать значение Ctl3D. После этого обратимся к элементам Memo и Listbox. Теперь можно изменять их свойства, расположение на форме, внешний вид. Например, выбрав в пункте меню опцию Edit, а затем — Size, программист может изменить ширину и высоту объектов. Есть вариант расположить их по центру, выбрав Edit и Align. Соответствующие действия повлияют на элементы, отображаемые в инспекторе объектов.

С помощью рассматриваемого модуля Delphi можно осуществлять изменение свойств компонентов. Так, например, если стоит задача определить для них конкретный цвет, то есть варианты задействования сразу нескольких инструментов. Во-первых, можно ввести команду, соответствующую цвету - например, красному - clRed, - в область Во-вторых, пользователь может выбрать нужный цвет из списка. В-третьих, есть вариант два раза щелкнуть мышью на свойствах Color — появится окно выбра цвета. Аналогично разработчик может менять и иные атрибуты объектов — к примеру, тип шрифта, его цвет или размер.

Справочник

Delphi — среда разработки, которая дополнена достаточно подробной справочной системой. Для того чтобы обратиться к ней, следует выбрать в меню пункт Help. После этого в окне отобразится один из отмеченных нами выше программных модулей рассматриваемой среды разработки — справочник. Особенность пользования им в том, что при нажатии F1 пользователь получит конкретную подсказку, отражающую специфику задействования текущего инструмента. Например, если программист работает с инспектором объектов, то он может выбрать одно из свойств, после чего нажать на F1 и получить справочную информацию о соответствующей опции. То же самое можно делать при работе с любым другим элементом интерфейса, который включает в себя среда разработки Delphi 7 и иные версии соответствующего типа ПО.

Прочие элементы интерфейса

В числе иных значимых компонентов интерфейса рассматриваемого программного решения — меню, панель быстрого доступа, а также редактор изображений. Касательно меню — оно позволяет программисту получать быстрый доступ к нужным компонентам, присутствующим в структуре среды разработки. Пользоваться им можно как с помощью мыши, так и при задействовании горячих клавиш. Чуть ниже меню располагается панель быстрого доступа. Некоторые из ее функций дублируют те, что характерны для меню, но доступ к ним осуществляется быстрее. Delphi в чем-то похож на программу Paint в Windows. То есть с помощью него можно производить простейшие корректировки картинок, наносить на них надписи и иные элементы.

Средства программирования

Delphi — среда разработки, которая включает большое количество инструментов, призванных повысить эффективность работы программиста. Так, рассмотренные нами выше ключевые модули дополняются набором из специальных инструментов. В числе таковых: отладчик, компилятор, а также компоненты WinSight и WinSpector. Отметим, что в некоторых версиях Delphi отмеченные элементы нужно инсталлировать отдельно. Изучим их специфику.

Отладчик Delphi

Касательно отладчика — данный инструмент дополняет редактор кода в части проведения необходимой проверки соответствующих программных алгоритмов на предмет корректности. С помощью него разработчик может фактически построчно исследовать свой исходник. В некоторых случаях при решении такой задачи, как разработка компонентов, Delphi как самостоятельный продукт может быть дополнен внешним отладчиком, который дает программисту расширенные возможности проверки кода создаваемого ПО.

Компилятор Delphi

Изучим теперь специфику компилятора рассматриваемой среды разработки. Отметим, что в структуре Delphi может присутствовать несколько соответствующих элементов. Так, есть вариант задействовать компилятор DCC, который полезен в тех случаях, когда стоит задача по работе с приложением во внешнем отладчике.

Winsight и WinSpector

Указанные модули относятся к тем, что нужно устанавливать на Delphi дополнительно. Характеризуются относительной сложностью в освоении. Однако многие программисты, осуществившие выбор среды разработки Delphi, считают, что данными компонентами обязательно нужно учиться пользоваться. Так, модуль Winsight используется с целью наблюдения за сообщениями Windows. Такой компонент, как WinSpector, нужен для того, чтобы фиксировать состояние компьютера в специальном файле. Если в ходе разработки ПО будут наблюдаться какие-либо сбои, то всегда можно открыть этот файл и посмотреть, что могло быть причиной неполадки.

Стандартные компоненты

Среда разработки Delphi, общие сведения о которой мы изучаем, включает ряд стандартных компонентов, о которых также полезно знать. Специалисты относят к таковым следующие: MainMenu, PopupMenu, Label, Edit, Memo, Button, Checkbox, Radiobutton, Listbox, Combobox, Scrollbar, Groupbox, Panel, а также Scrollbox. Изучим их специфику подробнее.

Компонент MainMenu предназначен для размещения главного меню в интерфейсе создаваемой программы. Для этого нужно поместить соответствующий элемент на форме, после чего вызвать свойство Items через инспектора объектов, а затем определить необходимые пункты меню.

Компонент PopupMenu предназначен для размещения всплывающих меню в интерфейсе создаваемой программы, то есть открывающихся с помощью щелчка правой кнопкой мыши.

Компонент Label задействуется с целью отображения текста в окне программы. Его можно настраивать, например задавать нужный шрифт в инспекторе объектов.

Компонент Edit задействуется с целью отображения на экране фрагмента текста, который пользователь может редактировать в то время, как программа работает. Его дополняет компонент Memo, с помощью которого, в свою очередь, можно работать с текстами большего объема. Данный элемент включает, например, такие опции, как копирование текста.

Компонент Button предназначен для выполнения тех или иных действий посредством нажатия кнопки в то время, как программа работает. Необходимо разместить соответствующий элемент на форме, после чего вписать нужный программный код.

Компонент Checkbox позволяет отображать на экране строки с небольшим окошком, в котором может ставиться галочка с помощью мыши. Похожий элемент — Radiobutton. Различаются они, во-первых, внешним видом — второй компонент выполняется в виде кружка, а во-вторых, первый элемент разрешает одновременный выбор нескольких опций, Radiobutton — только одной.

Компонент Listbox используется для отображения на экране списка, который пользователь может прокручивать с помощью мыши. Чем-то похож на него другой элемент — Combobox, однако он дополняется возможностью вводить текст в специальном поле.

Компонент Scrollbar — это полоса прокрутки в окнах. Как правило, появляется автоматически, как только текстовое пространство или форма с объектами становятся больше, чем окно.

Компонент Groupbox задействуется для того, чтобы фиксировать порядок перемещения между окнами при нажатии клавиши TAB. Может дополняться элементом Panel, с помощью которого может осуществляться перемещение нескольких объектов на форме.

Компонент Scrollbox позволяет зафиксировать на форме область, которую можно прокручивать как горизонтально, так и вертикально. Данным свойством характеризуются основные окна разработки Delphi по умолчанию. Но если есть необходимость в задействовании подобной опции на конкретном участке формы, можно воспользоваться компонентом Scrollbox.

Резюме

Delphi — среда разработки приложений с большими возможностями, в то же время характеризующаяся простотой использования основных функций. С помощью инструментов, которые входят в ее структуру, можно создавать самые разные типы программ для Windows и иных популярных ОС.

Выбор средств разработки Delphi многие программисты обуславливают удобством пользования интерфейсами соответствующего ПО, а также широким набором инструментов, полезных для работы на любом участке создания программы — на этапе дизайна, программирования алгоритмов или отладки.

Часто, при работе с большим количеством файлов или просто для упорядочения, необходимо распределение файлов по отдельным каталогам и подкаталогам. Для автоматизации процесса, удобно, чтобы программа могла, при необходимости, самостоятельно создавать нужные ей директории для хранения файлов. В Delphi имеется набор функций для обеспечения данной задачи.

Создание папки

Создать папку в Delphi можно воспользовавшись функцией CreateDir или процедурой MkDir . Так же можно воспользоваться функцией ForceDirectories. Первые две команды корректно выполняют создание одной новой папки. Отличия же в том, как они себя ведут в случае если создать папку невозможно.

ForceDirectories(ExtractFilePath(Application.ExeName) + "/folder1/folder2/newfolder" );

Удаление папки

При удалении папки, важно учитывать есть ли в ней вложения или нет. Если папка пуста, то используется функция RemoveDir , в которой аналогично созданию, указывается путь к удаляемой папке. Функция при своем выполнении так же возвращает True, если удаление успешно и False, если удалить не удалось.

if RemoveDir("myfolder" ) then
ShowMessage("Папка успешно удалена." )
else
ShowMessage("Ошибка: папка не удалена." );

Если же папка не пуста, то можно использовать пользовательскую функцию, которая будет последовательно удалять все вложенные файлы, а затем и пустые папки. Для среды Delphi 2010, можно воспользоваться следующим методом:

TDirectory.Delete("myfolder" , True);

При этом, в разделе описаний должна быть добавлена библиотека IOUtils.

uses IOUtils;

Если же такой возможности нет, стоит использовать следующую функцию, описанную еще в DelphiWorld. В параметре указывается путь к удаляемой папке. При успешном удалении (включая все вложения), функция вернет значение True, если удаление не удалось, вернет False.

// Функция удаления директории с вложениями.
function MyDirectoryDelete(dir: string): Boolean;
var
fos: TSHFileOpStruct;
begin
ZeroMemory(@fos, SizeOf(fos));
with fos do begin
wFunc:= FO_DELETE;
fFlags:= FOF_SILENT or FOF_NOCONFIRMATION
pFrom:= PChar(dir + #0);
end ;
Result:= (0 = ShFileOperation(fos));
end ;

// Вызов функции удаление в программе.
begin if MyDirectoryDelete("myfolder" ) then
ShowMessage("Папка успешно удалена." )
else
ShowMessage("Ошибка: папка не удалена." );
end ;

В раздел описаний здесь необходимо добавить библиотеку ShellApi.

uses
ShellApi;

Проверка существования директории

Для проверки наличия директории используется функция DirectoryExists . В параметре так же указывается полный или относительный путь к папке. Если заданная папка существует, функция вернет True, в обратном случае False.

if DirectoryExists("myfolder" ) then
ShowMessage("Папка существует." )
else
ShowMessage("Такой папки нет." );



В продолжение темы:
Android

Веб-сервисы в 1СВ данной статье будет рассмотрены вопросы интеграции 1С с уже существующими веб-сервисами и использование самой 1С как веб-сервиса. При этом под веб-сервисами...