Формирование информационной культуры обучающихся. Методическая разработка на тему: Формирование информационной культуры обучающихся"

Программа курса " Формирование информационной культуры у младших школьников "

Пояснительная записка

Наше время предъявляет к людям новые требования. Объем информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, растет изо дня в день. В период перехода к информационному обществу необходимо:

· подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации,

· обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.

Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которыми мы пользуемся (от справочников, телефона, стиральных машин до компьютеров), становятся все более сложными и требуют от нас больших знаний и умений для работы с ними. Поэтому особую актуальность сегодня приобретает информационная культура, многие элементы которой должны войти уже в начальное образование. Информационная культура – это система общих знаний, представлений, взглядов, установок, стереотипов поведения, позволяющих человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом.

Для обучающихся начальных классов - умение пользоваться источниками информации – справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку.

Цель формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий.

1. Дать представление учащимся о совре­менных информационных технологиях.

2. Научить учащихся самостоятельно произ­водить поиск нужной им информации в различ­ных видах изданий (книгах, периодических из­даниях, энциклопедиях и др.), как внутри школь­ной библиотеки, так и вне ее.

3. Приобщать учащихся к научной, художест­венной, справочной и энциклопедической литературе.

4. Укреплять интерес к познанию окружаю­щего мира, к учебным предметам.

Механизмы:

Для реализации этой цели используются достижения целого ряда дисциплин: информатики, библиотековедения и библиографоведения, теории текста, логики, культуры чтения.

Типы занятий:

· объяснение нового материала,

· закрепление пройденного,

· проверка приобретенных знаний и умений,

· практические задания.

Формы и методы: беседы, лекции, диспуты, практические занятия, доклады, сообщения, игры, викторины, конференции, об­зоры, экскурсии, самостоятельные работы, тесты.

Контингент обучающихся:

Курс рассчитан на учащихся 1-4-х классов.

В соответствии с обязательным минимумом содержания образовательной программы по литературе ученик должен иметь опыт читательской деятельности и уметь работать с книгой:

Различать тип книги,

Из требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать

  • различать основные элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанных произведениях;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в т.ч. на электронных носителях).

Из Стандартов основного общего образования (по информатике и ИКТ):

Изучение ИКТ направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации;
  • овладение умениями работать с различными видами информации;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности…

Ожидаемые результаты:

Овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом;

освоение методами аналитико-синтетической переработки информации;

овладение традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности.

1. Введение. Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника (1 ч.).

Презентация клуба «Клик».

Викторина «Какой ты читатель?»

Результат: Привлечь детей к посещению клуба. Показать его актуальность.

2. Информационная среда школьной библиотеки (3 ч.).

  • Знакомство с историей книги от возникновения до наших дней, показав преемственность;
  • Знакомство с ресурсными возможностями школьной библиотеки, читальным залом, отделом хранилищ Медиатеки;
  • Знакомство со справочно-поисковым аппаратом школьной библиотеки (алфавитный и систематический каталоги, справочные издания, картотеки);
  • Получение навыка работы с документами.

3. Методы работы с книгой (8 ч.).

  • Информационные технологии в окружающем мире (например, телефон, справочники).
  • Словари. (2 часа)
  • Тематические энциклопедии (2 часа)
  • Универсальные энциклопедии (2 часа)
  • Формирование начальных навыков использования в своих написанных и произнесенных текстах мыслей других людей. Ссылки при цитировании.

4. Получение навыка поиска информации с помощью компьютера (20 часа)

· Обращение с компьютером. Техника безопасности, гигиена. (1ч)

· Навыки именования, поиска, открытия файлов. Организация рабочего пространства (компьютерный стол и обычная парта). Запуск приложений. Простейшие операции с информационными объектами. (3 ч)

· "Слепой" клавиатурный ввод. (1 ч - интеграция с уроками русского языка.)

· Знакомство с медиатекой. Использование компьютерных учебных и энциклопедических дисков для нахождения нужной информации. (4 часа)

· Выход в Интернет. Работа с поисковыми системами. Нахождение требуемой информации. (5 ч.)

· Простейшие операции с информационными объектами. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов. (6 ч)

5. Самостоятельная работа пользователя (ученика) при розыске документа и его переработка. (2 ч.).

  • Обучение самостоятельному поиску документа, развитие познавательного интереса и логического мышления.
  • Использование результатов информационного поиска в учебной и научно-исследовательской деятельности школьников

Список литературы

1. Государственный стандарт образования. Федеральный компонент.-2004 г.

2. Голубева Е.И. Основные направления работы школьной библиотеки по формированию информационной культуры школьников// Школьная библиотека.- 2005.- № 6.- С. 45 – 50.

3. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности»// Школьная библиотека.- 2005.- № 8.- С. 40 – 46.

4. КузякинаН. Любите книгу и цените библиотеку. Методическое пособие для школьных библиотекарей. Часть 1.// Библиотека в школе.- 2004.- № 13.- с. 3 – 62.

5. Справочник школьного библиотекаря/ О.Р.Старовойтова, С.М.Плескачевская; Т.Д.Жукова; Под ред.Ю.Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека, 2006.- 448с.

6. Антипова В.Б. Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков// Ш/Б.- 2006.- №4.- С.38.

7. Сукиасян Э.Р. Организация знаний в структуре информационной культуры личности// Ш/Б.- 2006.- №1.- С.7.

8. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности»// Ш/Б.- 2006.- №1.- С.18.

Формирование общей культуры учащихся относится к одной из основных задач школьного образования. Уровень общей культуры человека, сформированный в школьные годы, намечает приоритеты в его общественной и частной жизни и оценивается по активности использования полученных знаний.

Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, невиданные темпы роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последние годы в школьном образовании, - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личности.

«Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях информационных технологий».

В педагогической среде произошло осознание роли информационной культуры в преодолении системного кризиса образования. Главной задачей образования должно быть не механическое накопление знаний, а умение искать информацию, ориентироваться в многообразии информационных ресурсов, выбирать нужное, критически оценивать полученные результаты.

Возрастные особенности определяются сочетанием внутренних условий развития, т.е. определенным уровнем развития психических процессов, свойств личности (память, мышление, чувства, внимание, воля, мотивация) и внешних условий жизни, содержанием форм деятельности детей, их окружением.

Младшим школьникам свойственна внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь учителю, воспитателю. Поэтому учитель должен быть примером экологической культуры сам и ставить в пример ребят, которые любят природу, животных, у которых получается то, что предлагает сделать педагог.

В воспитательной работе необходимо учитывать конкретность детского мышления, что связано с ситуативностью в применении детьми правил поведения и требованиям учителя. Представления, а не понятия являются еще господствующей формой мышления. Конкретные представления, отражающие те или иные стороны предметов и явлений, служат основой для формирования обобщенных представлений, понятий. Нерасчлененные, очень общие понятия также обогащаются, дифференцируются, наполняясь конкретным содержанием. Особенности детей младшего возраста проявляются в неустойчивости их внимания, подвижности, эмоциональности. Неустойчивость внимания, связана со слабым развитием умения произвольно подчинять свои действия не внешним обстоятельствам, влияниям, воздействиям, а внутренним целям, задачам, которые ставит перед ребенком учитель и которые должны стать внутренними задачами ученика. У детей младшего школьного возраста внимание более устойчиво при выполнении внешних, а не умственных действий. Поэтому воспитатель должен чередовать умственную деятельность с рисованием, с изготовлением поделок, разгадыванием загадок, ребусов, кроссвордов. Подвижность, характерная для ребенка младшего школьного возраста, также обычно связана со слабым развитием волевых действий. Ребенок, испытывая естественную потребность в движении, в деятельности не умеет длительное время сохранять одну и ту же позу, заниматься одним и тем же делом. Ему еще трудно преодолеть свое желание подвигаться, сменить деятельность. Поэтому необходимо давать детям возможность организованно подвигаться, проводя подвижные игры, соревнования, физкультминутки.

Необходимо помнить о том, что хорошей эмоциональной разрядкой для ребенка является игра. “Игра - это жизненная лаборатория” (Т.С. Шацкий). В процессе игры дети овладевают многими умениями и навыками, здесь иногда получается то, что не получалось в учебной деятельности. Поэтому уроки и занятия в кружке стараюсь строить в форме интеллектуально - познавательных игр, конкурсов, с использованием музыки и танцев.

Любознательность, свойственная любому детскому возрасту, у младших дошкольников, получает развитие в связи с началом систематического обучения. Младшие школьники не удовлетворяются любым ответом на свой вопрос, ответ влечет за собой целую цепь новых вопросов. Значит, уроки и занятия в кружке я строю в форме “Вопрос - ответ”, в форме бесед, дискуссий, пресс-конференций.

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и формирование универсальных учебных действий, (УУД) обеспечивающих умение учиться. Таким образом, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника - умением читать, писать, считать), в содержании обучения представлен деятельностный компонент, который прописан в ФГОС и в полной мере реализуется в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Отличительной особенностью деятельностной парадигмы образования, заложенной в концепции системы Л.В. Занкова является не формирование определённой суммы ЗУН, а формирование ключевых компетентностей и УУД. К числу познавательных УУД относится умение работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (хрестоматиях, словарях, справочниках, периодических изданиях, Интернете). В тоже время, умение работать с информацией является базовой характеристикой информационной культуры. Следовательно, одной из приоритетных задач системы Л.В. Занкова является формирование информационной культуры.

Информационная культура в системе Л.В. Занкова формируется средствами каждого учебного предмета. Но среди учебных дисциплин приоритетное место для формирования информационной культуры принадлежит информатике. Однако, в БУП начальной школы согласно ФГОС не выделено отдельного часа на изучение информатики. Информатика включается, как модуль в предметную область “Математика - Информатика” или “Технология”. Но мы считаем, что включение модуля в данные предметы не сможет сформировать единую, целостную информационную картину мира. Это будут разрозненные знания. А у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление об информационном мире. Поэтому, реализуя на практике систему Л.В. Занкова, мы дополнили её УМК по информатике для учащихся 2-4 классов “Первые шаги в мир информатики”.

Содержание УМК соответствует требованиям ФГОС второго поколения, письму Министерства образования РФ от 17.12.2001 №957/13-13 "Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе", технологии и принципам развивающего обучения Л.В. Занкова, и направлен на формирование УУД, включающих умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания.

Как сделать так, чтобы мир, окружающий человека, стал для него интересным, важным, манящим?

Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок, школьник захотел потрогать этот мир, открыть его сокровища для себя?

Как сделать мир информации необходимым для современного школьника?

Как научить его отбирать и выбирать именно ту информацию, которая будет ему полезна?

В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в обществе. Наше время называют веком информации. Еще никогда в распоряжении людей не было столько разной информации одновременно.

Ежедневно на каждого из нас, взрослых, обрушивается поток информации, обработка которого отнимает у нас все больше времени, и поток этот постоянно возрастает. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Непросто нам, взрослым людям, еще более непросто детям.

Что из этой информации важно, а что нет, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество. И помочь ответить на эти вопросы может именно школа, именно ей под силу разъяснить ребенку непонятое, неизвестное в мире информации. Школа призвана научить ребенка пользоваться информацией так, чтобы она открывала ему мир.

Маленький человек появляется на свет. Он окружен заботой и вниманием, помощью и поддержкой. Он познает мир с помощью родных и близких, но ему все больше нравится делать это самому. Родителей удивляет, что ребенок все чаще отвергает их помощь и пытается постичь тайны предметов и явлений самостоятельно.

По мере взросления информационное поле ребенка расширяется, его познавательные устремления становятся более активными. Зачастую родителей это раздражает, они отмахиваются от его вопросов, твердят: подрастешь - узнаешь, рано тебе об этом знать, не твоего ума это дело.

Ребенок подрастает, приходит в школу и ждет, когда же он сможет познать то, что еще не знает. Малыши-первоклассники, затаив дыхание, ждут встреч со своим учителем, который вводит их в мир неизведанной и непонятной им информации, в мир знаний. В этот мир войти помогают и родители, и воспитатели сообща только в том случае, если педагог подходит к проблеме развития познавательной активности, детского интереса и любознательно-сти системно и ответственно.

Однако можно наблюдать довольно грустную картину: дети задают вопросы, ждут ответа, а взрослый, который призван по-мочь им найти ответ, отмахивается от них, злится, не считает это для себя важным делом. И постепенно интерес гаснет, дети уже не задают вопросы, только отвечают на них, при этом делают это без огонька, без задора, без радости.

➨ Проблема познавательной активности, способы, методы и приемы формирования познания ребенка, его развития и расширения - одна из самых главных проблем педагогики. Однако в последнее время эти вопросы рассматриваются однобоко, исключительно с точки зрения учебной активности школьника, урочной деятельности.

Случается и так : пятиклассники, которые учились активно в начальной школе, с большим удовольствием и интересом приносят на уроки энциклопедии, словари, пытаясь дать учителю исчерпы-вающий ответ на вопросы, поставленные в учебнике. И хорошо, если педагог не только поощряет инициативу детей, но и направляет ее в нужное русло, обучает поиску информации, предлагает варианты ее поиска. Такой совместный творческий процесс дает свои результаты. Ребята не только ищут информацию, но и учатся отличать главное от второстепенного.

Когда же педагог не поддерживает учащихся, их интерес будет потерян. Тогда в 7-8 классе, когда учитель попросит найти допол-нительный материал по изучаемой теме, ребята его не услышат.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся часто рассматриваются в педагогической литературе. Этой теме были посвящены многочисленные исследования П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.К. Марковой и других исследователей. В большей степени эти исследования посвящены формированию потребности и интереса к познанию в ходе учебной деятельности. Однако не менее важно заниматься активизацией познавательной деятельно-сти ребенка не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

✏ Интересная познавательная деятельность может не только способствовать накоплению знаний, но и развить интерес и желание постоянно узнавать новое, привычку постоянно пополнять запас своих знаний. Хорошо организуемый взрослыми процесс позна-ния способствует тому, что ребенок стремится приобретать знания не только с помощью взрослого, но и самостоятельно.

Иногда же сталкиваешься с тем, что методы и приемы, которые использует педагог в своей работе, надолго отбивают у ребенка охоту узнавать что-то новое вообще. А ведь ни для кого не секрет, что учебные задания познавательного характера, учитывающие возраст детей, их интересы, увлечения, взаимосвязанная с учебной интересная внеклассная работа способствуют тому, что учащиеся начинают проявлять познавательную активность в самых различных видах деятельности.

Активное формирование познания учащихся начинается в начальной школ е, продолжается на всех этапах взросления школьника.

В младшем школьном возрасте идет процесс впитывания и накопления знаний, период усвоения этих знаний по их преимущественному признаку: чем знания интересней, необычней, образней, тем больше у детей желания и интереса ими обладать.

На среднем этапе обучения формируется привычка добывать информацию, постоянно ею пользоваться, появляется стойкая потребность владения информацией. Именно на среднем этапе обучения необходимо создать для учащихся такие условия, чтобы максимально развить их информационное поле, способствовать формированию информационной культуры.

Информационная культура - это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно- познавательной и иных видов деятельности.

Ведущая роль в формировании информационной культуры личности, возложена на образовательные учреждения.

Только образовательные учреждения в ряду других социальных институтов, в соответствии с существующим законодательством в образовательной сфере, способны оказывать ежедневное влияние на каждого учащегося, обеспечивая систематическую работу по его информационной подготовке.

В общеобразовательной школе информационную подготовку учащихся призваны осуществлять все учителя в рамках преподаваемых учебных дисциплин.

На практике, как показывает проведенный анализ, навыки работы с информацией формируются преимущественно в ходе изучения трех учебных дисциплин: русского языка, литературы и информатики, а также в ходе выполнения самостоятельной, научно-исследовательской работы учащихся: подготовки рефератов, докладов, конкурсных работ и т. п.

Неоспоримыми преимуществами учителя в деле информационной подготовки учащихся является систематический характер воздействия на учащихся, обусловленный регулярностью учебных занятий, знание психолого-педагогических особенностей каждой из возрастных групп учащихся, профессиональное владение широким спектром современных форм и методов обучения, инновационных педагогических технологий.

Вместе с тем, высококвалифицированный учитель-предметник не всегда сам владеет предметной областью, связанной с форми-рованием информационной культуры личности и включающей не только широкий спектр профессиональных информационных знаний и умений, но и убеждений. Это и основанное на четкой системе аргументации убеждение в неотвратимости вступления человечества в информационное общество и общество знаний; и представление о многообразии накопленных человечеством информационных ресурсов; и владение алгоритмами информационного поиска.

Для всех членов общества сегодня возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности.

Признаком информационного общества является утверждение культа знаний.

✏ Особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов.

Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры индивида, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. И в ее решении особое место, безусловно, должны занять общеобразовательные учреждения. Лишь фундаментальное образование позволяет человеку отделить зерна от плевел, воспользоваться информацией с толком и превратить ее в знание. Очевидно, что огромную роль приобретает вопрос: что именно мы познаем, что читаем, как выбираем объекты для познания, для чтения из необозримых ин-формационных и документальных массивов. То, что может узнать и прочитать за свою жизнь человек, - ничтожно мало, если бесси-стемно использовать всю ту информацию, что идет сама в руки, или читать все случайно попадающееся на глаза. Но и это малое может стать очень многим, если информация, которую получает школьник, интересна, полезна, затрагивает ум, сердце и душу.

Интересную мысль высказал академик Сергей Иванович Вавилов, говоря об информации: «.. .современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка».

Впервые понятие «информационная грамотность» был введён в США в 1977 г. и использовался в программе по реформированию высшего образования. В дальнейшем этот термин использовала Американская библиотечная ассоциация, в трактовке которой «информационно грамотным человеком может быть названа личность, способная выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать». В дальнейшем этот термин получил широкое распространение не только в США, но и других англоязычных странах.

Связанные вместе две концепции информационной грамотности и образования в течение всей жизни в значительной степени должны способствовать:

 повышению качества и полезности образования;

 расширению спектра самостоятельного выбора;

 эффективному участию в общественной, культурной и политической жизни, определению и осуществлению профессиональных целей и замыслов.

Таким образом, информационная грамотность должна представлять собой комплекс навыков и умений, которые человек приобретает во время обучения. Также в Руководстве приведены стандарты по информационной грамотности, разработанные ИФЛА, которые сгруппированы по трём основным компонентам :

1. Получение информации – пользователь отбирает информацию рационально и эффективно.

2. Оценивание информации – пользователь оценивает информацию

критически и компетентно.

3. Использование информации – пользователь применяет информацию точно и творчески.

Критерии оценки информационной грамотности, перечисленные в данном стандарте, предназначены для организации обучения в этой области. Руководство предусматривает широкие возможности для адаптации и гибкого использования международного стандарта при разработке национальных стандартов, что позволит в дальнейшем развить и трансформировать понятие «информационная грамотность» с учётом российских государственных и культурных приоритетов.

На основе международной концепции информационной грамотности российские учёные разработали программу информационной культуры с учетом национальных и культурных образовательных традиций. Для большинства российских специалистов присуще понимание «информационной грамотности» как составной части более ёмкого и широкого понятия «информационная культура», которое позволяет не только приобретать определённые навыки, но и мировоззрение. Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» говорит об их значительном сходстве, так как они характеризуют взаимодействие человека и информации.

Нам представляется наиболее полным следующее определение: «Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающая целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищённости личности в информационном обществе».


Умение использовать информацию – залог успеха в обучении на протяжении всей жизни. Информационная культура связана с социальной природой человека и является продуктом разнообразных творческих способностей человека, таких как способность создавать собственные информационные продукты на основе самостоятельно найденной, критически оценённой и преобразованной информацией, умение вести информационный диалог и многое другое. Именно студенты наиболее часто работают с информацией, и от сформированности информационного мировоззрения зависит их дальнейшая успешная социализация. В студенческой аудитории информационная культура рассматривается как ключевая профессиональная компетенция.

Информационная культура студента состоит из следующих компонентов:

 коммуникативная культура (культура общения);

 лексическая культура (языковая);

 читательская культура (культура чтения);

 библиографическая культура (культура информационно-библиографического поиска);

 интеллектуальная культура (культура мышления).

Известия ДГПУ, №2, 2015

СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ

КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

THE STRUCTURE AND COMPONENTS OF THE SCHOOLCHILDREN’S INFORMATION CULTURE

©2015 Хайбулаев М.Х., Исламова С.Х.

©2015 Khaybulaev M.Kh., Islamova S.Kh.

Резюме. В статье на основе анализа литературы и опроса специалистов определена структура информационной культуры личности. Установлены основные компоненты информационной культуры личности: информационное мировоззрение, информационная деятельность, информационная компетентность и информационное поведение.

Abstract. The authors of the article on the basis of the analysis of the literature and interviewing the experts determine the structure of the person’s information culture. They found the main components of the information culture: information outlook, information activities, information competence and information behavior.

Rezjume. V stat"e na osnove analiza literatury i oprosa specialistov opredelena struktura informacionnoj kul"tury lichnosti. Ustanovleny osnovnye komponenty informacionnoj kul"tury lichnosti: informacionnoe mirovozz-renie, informacionnaja dejatel"nost", informacionnaja kompetentnost" iinformacionnoepovedenie.

Ключевые слова: информационная культура, информационное мировоззрение, информационная деятельность, информационное поведение, информационная компетентность.

Keywords: information culture, information outlook, information activities, information behavior, information competence.

Kljuchevyeslova: Informacionnaja kul"tura, informacionnoe mirovozzrenie, informacionnaja dejatel"nost", informacionnoe povedenie, informacionnaja kompetentnost".

В последнее время возрос интерес к понятию «информационная культура». Его история насчитывает тысячелетия и неразрывна связана с информацией. Точкой отсчета логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, но содержательно свойственно исключительно человеку.

История культуры - это не что иное, как предыстория и этапы развития информатики как науки о знаниях и информации как науки о технологиях.

В педагогических целях целесообразно выделение информационной культуры человечества (общества) и информационной культуры личности. Информационная культура общества связана с деятельностью людей и их групп по распознаванию, передаче и преобразованию информации об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах свойствах и состояниях.

Если под культурой личности понимается система знаний, взглядов, убеждений, умений, навыков, способствующая использованию человеком накопленной информации и трансформирующая ее во все системы его жизнедеятельности , то информационная культура личности - это уровень овладения человеком

компьютерной информационной технологией и умение целенаправленно работать с информацией. Другими словами - это результат усвоения индивидуумом информационной культуры общества.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека и является продуктом его разнообразных творческих способностей.

Информационная культура в педагогических исследованиях имеет различные уровни изучения:

Социально-педагогический, где она рассматривается как часть социальной сферы, влияющая на содержание, механизмы коммуникативных процессов в обществе и их составляющих;

Научно-педагогический, изучающий информационную культуру как педагогическую ценность, как объект, подлежащий трансляции молодому поколению;

Профессионально-педагогический, сконцентрирован на определении содержания информационной культуры, способов и мето-

дов распознавания и преобразования информации, формирование умений и качеств личности в соответствии с требованиями профессий и специальностей, сутью которых является информационная деятельность;

Личностный, где используются меха-

низмы интеграции личности и информационной культуры, свойства человека в условиях информационного общества, средства диагностики уровня развития его информационной культуры.

В учебно-воспитательной работе внимание педагогов обращено на формирование информационной культуры конкретного обучаемого. Поэтому наши дальнейшие рассуждения будут строиться, исходя из этой предпосылки. Проведенный анализ показал, что в трактовании информационной культуры среди ученых нет единства. Среди множества дефиниций мы считаем, что к нашим задачам исследования близко определение, в котором информационная культура рассматривается

как «понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулированной, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации», а информационная культура личности представляет собой «совокупность норм, правил, стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе» .

Обоснование этой позиции нужно начинать с выявления структуры и содержания информационной культуры школьника. В результате анализа работ специалистов в области информатики, культурологии, педагогики были выявлены их позиции по структуре и содержанию информационной культуры. Они сведены в таблицу 1. Проведен сопоставительный анализ, определены совпадающие и отличающиеся элементы структуры, выявлена степень важности каждого из них для становления и развития индивидуальной информационной культуры и осуществлен их отбор для дальнейшей оценки экспертами.

Таблица 1

Данные анализа позиций ученых по структуре информационной культуры личности_

1. Атаян А. М. Информационная деятельность; информационные ценности; информационная направленность; информационная компетентность; информационный опыт; информационная этика; информационная эстетика; информационная гигиена; информационная безопасность.

2. Вохрышева М. Г. Информационная компетентность; коммуникативная компетентность; ценностные ориентации; информационное мировоззрение;

3. Гайдаренко Л. В. Информационная деятельность, информационный стиль мышления.

4. ГайсинаЛ. Ф. Алгоритмическое мышление; информационная компетентность; коммуникативная компетентность; профессиональная информационная деятельность.

5. Данильчук Е. В. Информационная деятельность; профессиональная информационная деятельность; информационная компетентность; коммуникативная компетентность; информационное мировоззрение.

6. Дранникова Г. В. Информационный стиль мышления; информационная деятельность; информационное мировоззрение.

7. Зиновьева Н. Б. Информационная деятельность; информационная компетентность; информационное поведение; информационная этика.

8. Конюшенко С. М. Информационная деятельность; информационная грамотность; психофизиологические качества личности.

9. Краснова О. В. Информационная компетентность; информационное поведение; информационная нравственность; информационная экология; информационное мировоззрение

10. Лавриненко Н. А. Информационная активность; информа ционная компетентность; эмоционально-волевые качества; информационное поведение.

11. Мизинова Л. В. Информационная направленность; информационная грамотность; алгоритмическое мышление; информационная этика.

12. Морозков И. Е. Информационное поведение; информационное мировоззрение.

13. Назаренко М. М. Информационная деятельность; информационная компетентность; профессиональная информационная деятельность.

14. Овчинникова К. Р. Информационная деятельность; информационная компетентность; креативный стиль мышления.

15. Пронина Л. А. Информационное поведение; информационная деятельность; информационный стиль мышления; информационная гигиена.

16. Пугая О. М. Информационная компетентность; алгоритмическое мышление; ценностные ориентации; психофизиологические качества личности.

17. Сиговцев Г. С. Информационная деятельность; информационная гигиена; информационное мировоззрение.

18. СурчаловаЛ. В. Информационная грамотность; информационная деятельность.

19. Шварцман М. М. Информационная компетентность, коммуникативная компетентность; информационная гигиена; информационная безопасность.

20. Якимцова О. В. Ценностные ориентации; информационная компетентность; информационная деятельность; информационное мировоззрение.

Известия ДГПУ, №2, 2015

Как показывает анализ изученной литературы, по вопросу выделения структурообразующих компонентов информационной культуры и их взаимосвязей, как составляющих целостную систему, среди ученых, исследующих эту проблему, пока еще нет единого мнения.

Обоснование своих подходов в определении структуры информационной культуры ученые осуществляют с разных позиций. Так Л. В. Мизинова , опираясь на структуру личности К. К. Платонова, считает, что информационная культура в личностном аспекте состоит из тех же компонентов и с учётом специфики изучаемой культуры может быть представлена в следующем виде: интересы, склонности, убеждения, потребности, определяющие направленность личности в использовании программного и технического обеспечения; знания, умения, навыки и опыт работы с компьютером.

Е. В. Данильчук , исходя из понимания культуры в целом с позиций эволюционно-синергетического подхода, приходит к выводу, что содержание информационной культуры личности детерминируется приоритетностью в нем линии «культура», характеризующей информационную культуру личности в ее гуманитарных, духовных проявлениях, т. е. в качестве методологического основания необходимо рассматривать культурологический подход и определять содержание понятия информационной культуры в аксиологическом, деятельностном и личностнотворческом аспектах.

сравнительного анализа структурных составляющих позволили выявить основные элементы информационной культуры и составить опросник для их экспертной оценки. Количественный состав структурных элементов исследуемой отрасли культуры у авторов различен: от минимального - двух структурных элементов в исследованиях Л. В. Гайдаренко и Л. В. Сурчаловой до девяти - в работе А. М. Атаян. Общее количество структурных составляющих информационной культуры личности составляет 20 элементов.

Качественный анализ структурных составляющих информационной культуры личности (таблица 2) показывает, что «информационная деятельность» рассматривается как составная часть информационной культуры личности - 13 исследователями, «информационная компетентность» - 10, «информационное мировоззрение» - 7, «коммуникативная компетентность» - 6, «информационное поведение» - 5, «ценностные ориентации» - 4, «информационная гигиена» - 4, «качества личности» - 3, «алгоритмическое мышление» -3, «информационный стиль мышления» - 3, «информационная этика» - 3, «информационная безопасность» - 2 и лишь по одному разу упоминается «креативный стиль мышления», «информационная активность», «информационный опыт», «информационная эстетика» и «экология». Вес каждого элемента в информационной культуре приведен в таблице 2.

Выделенные нами на основе анализа научных работ структурные элементы отображают представления о структуре информационной культуры авторов этих исследований и поэтому количественный и качественный состав их, в известной мере, относителен.

Таблица 2

Анализ структурных элементов информационной культуры личности_______

№п/п Элементы информационной культуры личности Количество исследований, в которых упоминается данный элемент Вес элементав структуре ИКЛ в %

1. Информационная деятельность 13 65

2. Информационная компетентность 10 50

3. Информационное мировоззрение 7 35

4. Коммуникативная компетентность 6 30

5. Информационное поведение 5 25

6. Ценностные ориентации 4 20

7. Информационная гигиена 4 20

8. Алгоритмическое мышление 3 15

9. Информационный стиль мышления 3 15

10. Профессиональная информационная деятельность 3 15

11. Качества личности 3 15

12. Информационная этика 3 15

13. Информационная направленность 2 10

14. Информационная грамотность 2 10

15. Информационная безопасность 2 10

16. Креативный стиль мышления 1 5

17. Информационная активность 1 5

18. Информационный опыт 1 5

19. Информационная этика 1 5

20. Информационная экология 1 5

Психолого-педагогические науки

Для определения структуры информационной культуры личности нами собран и обобщен объемный материал мнений компетентных специалистов: педагогов высшей

школы - специалистов в области информатики (60 человек), студентов факультета «Информатика» (95 человек), руководителей школ (24 человека), учителей информатики (41 человек). Респондентам предлагалось выделить четыре элемента, которые, по их мнению, составили бы основу информационной культуры. Данные опроса четырех групп респондентов сведены в таблицу 3. Для каждого элемента вычислен коэффициент, как отношение реального числа предпочтений к суммарному числу возможного выбора (таблица 3).

По этому показателю анализируемые элементы можно разделить на четыре группы. К первой группе отнесены те из них, чей коэффициент выше 0,109. Это - информационная деятельность, информационное мировоззрение, информационная компетентность и коммуникативная компетентность.

Необходимость включения информационной деятельности в информационную культуру отстаивают 46,6 % - педагогов высшей школы, 86,3 % - руководителей образовательных учреждений, 41,5 % - учителей школ и 57,9 % - студентов. Для информационного

мировоззрения и профессиональной информационной деятельности, эти показатели соответственно равны - 51 % и 46 %; 58,3 % и 16,7; 48,7 % и 9,7 %; 36,8 % и 66,3 %. Таким образом, около половины опрошенных (47,25 %) видят их в структуре информационной культуры. Близкими к этим показателям оказались информационная компетентность и коммуникативная компетентность.

Во вторую группу были включены элементы с показателями 0,023-н0,065. В ходе индивидуальных бесед с педагогами, специалистами, учителями были уточнены их представления об информационной культуре и коммуникативной компетентности, информационной грамотности, качествах личности, информационном поведении, алгоритмическом мышлении, ценностных ориентациях и другом. Большая часть опрошенных приходила к выводу, что информационный стиль мышления, алгоритмическое мышление определяют и характеризуют информационное мировоззрение, уточняют отдельные ее аспекты. Таким образом, часть элементов, вошедших во вторую группу, определяют, уточняют или являются частью информационной деятельности, информационного мировоззрения, информационной компетентности и информационного поведения.

Результаты экспертной оценки элементов информационной культуры

№п/ п Элемент информационной культуры Предпочтения Всего Коэффи- циент предпо- чтения

педагогов высшей школы Руков- дит. школ Учи- телей школ Студентов ф-та информатики

i Информационная деятельность 28 12 17 55 112 0.127

2 Информационное мировоззрение 31 14 20 35 100 0.114

3 Профессиональная информационная деятельность 28 4 4 63 99 0.113

4 Информационная компетентность 23 19 13 42 97 0.110

5 Коммуникативная компетентность 18 24 11 43 96 0.109

6 Информационное поведение 14 9 21 13 57 0.065

7 Информационный стиль мышления 13 3 8 31 55 0.063

8 Ценностные ориентации 9 4 8 30 51 0.058

9 Информационная безопасность 13 - 20 7 40 0.045

10 Алгоритмическое мышление 15 2 9 12 38 0.043

11 Качества личности 9 5 6 10 30 0.034

12 Информационная грамотность 3 - 2 15 20 0.023

13 Информационная гигиена 11 - 5 1 17 0.019

14 Информационная этика 7 - 7 2 16 0.018

15 Информационный опыт 2 - 2 11 15 0.017

16 Информационная направленность 3 - 5 4 12 0.014

17 Креативный стиль мышления 4 - 2 3 9 0.010

18 Информационная экология 4 - 2 1 7 0.008

19 Информационная активность 3 - 1 2 6 0.007

20 Информационная эстетика 2 - 1 - 3 0.003

ИТОГО 240 96 164 380 880

В третью группу вошли элементы, коэффициент предпочтения которых ниже 0,019. Их важность не вызывает сомнения. Анализ этих элементов позволяет сделать следующие выводы:

Информационную активность можно рассматривать как критерий и показатель выраженности информационной деятельности;

Информационная гигиена, информационная экология - составные части инфор-

мационной безопасности. Поэтому суждения о роли информационной безопасности можно перенести и на них;

Информационная этика предполагает знания правил преобразования и пользования информацией, не нося вреда другим и обществу. По этой причине ее можно рассматривать как основу информационного поведения личности;

Известия ДГПУ, №2, 2015

Опыт - это результат информационной деятельности и он обеспечивает информационную компетентность личности;

Креативный стиль мышления есть определенный уровень сформированности информационного мировоззрения, как критическое отражение индивидом информационной сферы культуры;

Информационная направленность характеризует, какие мотивы и потребности преобладают в информационном мировоззрении личности.

Таким образом, анализ имеющихся подходов к определению информационной культуры личности, их экспертная оценка и наш анализ подходов к моделированию педагогических объектов (В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, В. В. Сластенин и др.) позволили построить четырехаспектную модель, включающую следующие взаимосвязанные структуры:

Информационное мировоззрение, определяемое представлением об информации как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии и информации, лежащих в основе строения современной научной картины мира, а также единством информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы;

Информационная деятельность, объектом которой является информация (цели, мотивы, потребности, действия, коммуникативный процесс);

Информационная компетентность, включающая знания, умения, навыки и способность их применять для успешного решения информационных задач;

Информационное поведение, состоящее из ценностных основ информационной деятельности, в которой интегрированы правовые, этические, экологические, технологические нормы, обусловливающие выбор варианта действий личности.

Формирование информационной культуры школьников связано с определением каждого из ее составляющих, включая в них соответствующие знания, умении, владения и личностные образования. После этой аналитической процедуры можно приступить к диагностике структурных составляющих информационной культуры каждого ученика.

Таким образом, анализ научно-педагогической литературы, экспертный опрос разных категорий специалистов позволил выделить четыре интегративных образования, составляющих информационной культуры личности: информационное мировоззрение; информационная деятельность; информационная компетентность; информационное поведение. Задача последующего анализа сводится к определению содержания каждой составляющей информационной культуры личности, выявлению критерий их сформированности и подбору способов и средств диагностики уровня информационной обученности школьников.

Литература

1. Атаян А. М. Информационная культура личности в условиях информатизации общества / А. М. Атаян. М., 2004.

2. Борев В. Культура и массовая коммуникация / В. Борев, А. Коваленко. М., 1986. 3. Виноградов В. А., Скворцов

Л. В. Создание информационной культуры для Европы. Доклад на VI ЕККССИД. 23-25 марта 1991 г. Кантербери, Великобритания / Теория и практика обществ.-научн. информатики, 1991, № 2. С. 2-29. 4. Гайдаренко Л. В.

Технология формирования информационной культуры управленческой деятельности. ... Дисс. канд. пед. наук. М.,

2003. 5. Гребенюк О. С., Роков М. И. Общие основы педагогики. М.,2002. 6. Данильчук Е. И. Методическая

система формирования информационной культуры будущего педагога. ... Дисс. докт. пед. наук. М.,2003. 7. Зиновьева Н. Б. Формирование личности нового типа: [об информационной культуре личности] / Н. Б. Зиновьева // Библиография. 2000. № 1. С. 33-39. 8. Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура / Проблемы информационной культуры. Сб. ст. М., 1999. С. 6. 9. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С.

Кагана. М., 2005. 10. Мизинова Л. В. Система формирования информационной культуры студентов в учебном

процессе. . Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2001. 11. Пугач О. И. Формирование информационной культуры

учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования. ... Дисс. канд. пед. наук. Самара, 2000. 12. Сурчалова Л. В. Междисциплинарные задачи как средство повышения качества обучения лицеистов:

На примере изучения информатики и синергетики. ... Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2001.

1. Atayan A. M. Information culture of personality in the conditions of the informatization of society / A. M. Atayan. M.,

2004. 2. Borev V. Culture and mass communication / V. Borev, A. Kovalenko. M., 1986. 3. Vinogradov V. A. Skvortsov

L. V. Creating an information culture for Europe. Report on VI CCSID. March 23-25, 1991, Canterbury, UK / Theory and practice of societies.-sci. computer science, 1991, # 2. P. 2-29. 4. Gaydarenko L. V. Technology of formation of the

information culture of management. ... Diss. Cand. Ped. M., 2003. 5. Grebenyuk O. S., Rokov M. I. General bases of pedagogics. M.,2002. 6. Danilchuk E. I. Methodical system of formation of information culture of future teachers. ...

Diss. Doc. Ped. M., 2003. 7. Zinovieva N. B. Formation of a new personality type: / N. B. Zinovieva // Bibliography. 2000. # 1. P. 33-39. 8. Zubov Yu. S. Informatization and information

culture / Problems of information culture. Coll. papers. M., 1999. P. 6. 9. Cultural studies: a textbook / ed. by Yu. N. Solonin, M. S. Kagan. M., 2005. 10. Mizinova L. V. The system of formation of the information culture of students in

the learning process. ... Diss. Cand. Ped. Saratov, 2001. 11. Pugach O. I. Formation of information culture of students of secondary schools as a factor of the education humanization. ... Diss. Cand. Ped. Samara, 2000. 12. Surchalova

L. V. Interdisciplinary tasks as a means of improving the quality of education students: the case study of computer science and synergetics. ... Diss. Cand. Ped. Saratov, 2001.

1. Atajan A. M. Informacionnaja kul"tura lichnosti v uslovijah informatizacii obshhestva / A. M. Atajan. M., 2004.

2. Borev V. Kul"tura i massovaja kommunikacija / V. Borev, A. Kovalenko. M., 1986. 3. Vinogradov V. A., Skvorcov L. V. Sozdanie informacionnoj kul"tury dlja Evropy. Dokladna VI EKKSSID. 23-25 marta 1991 g. Kanterberi, Velikobritanija /

Психолого-педагогические науки

Teorija i praktika obshhestv.-nauchn. Informatiki, 1991, № 2. S. 2-29. 4. Gajdarenko L. V. Tehnologija formirovanija informacionnoj kul"tury upravlencheskoj dejatel"nosti. ... Diss. kand. ped. nauk. M.,2003. 5. Grebenjuk O. S., Rokov

M. I. Obshhie osnovy pedagogiki. M., 2002. 6. Danil"chuk E. I. Metodicheskaja sistema formirovanija informacionnoj

kul"tury budushhego pedagoga. ... Diss. dokt. ped. nauk. M., 2003. 7. Zinov"eva N. B. Formirovanie lichnosti novogo

tipa: / N. B. Zinov"eva // Bibliografija. 2000. № 1. S. 33-39. 8. Zubov Ju. S.

Informatizacija i informacionnaja kul"tura / Problemy informacionnoj kul"tury: sb. st. M., 1999. S. 6. 9. Kul"turologija: uchebnik / pod red. Ju. N. Solonina, M. S. Kagana. M., 2005. 10. Mizinova L. V. Sistema formirovanija informacionnoj kul"tury studentov v uchebnom processe. ... Diss. kand. ped. nauk. Saratov, 2001. 11. Pugach O. I. Formirovanie

informacionnoj kul"tury uchashhihsja obshheobrazovatel"nyh shkol kak faktor gumanizacii obrazovanija. ... Diss. kand. ped. nauk.-Samara, 2000. 12. Surchalova L. V. Mezhdisciplinarnye zadachi kak sredstvo povyshenija kachestva

obuchenija liceistov: Na primere izuchenija informatiki i sinergetiki. ... Diss. kand. ped. nauk. Saratov, 2001.

Статья поступила в редакцию 17.04.2015 г.

УДК 37.018.11

СОХРАНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО

СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

PRESERVING THE TRADITIONAL CULTURAL VALUES AS A CONDITION FOR THE OPTIMIZATION OF THE MODERN

FAMILY EDUCATION

©2015 Шихамирова Б. А., Залитинова С. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2015 Shihamirova B. A., Zalitinova S. A.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассматривается проблема сохранения ценностей традиционной культуры в семейном воспитании. Анализируются результаты анкетирования, раскрывающие особенности приобщения детей к национальной культуре, учитывающие особенности культуры семейного воспитания детей, семейной культуры.

Abstract. The authors of the article consider the problem of preserving the traditional cultural values in the family education. They analyze the survey results, revealing the peculiarities of introducing children to the national culture, taking into account the peculiarities of the culture of the children’s family education, family culture.

Rezjume. V stat"e rassmatrivaetsja problema sohranenija cennostej tradicionnoj kul"-tury v semejnom vospi-tanii. Analizirujutsja rezul"taty anketirovanija, raskryvajushhie osobennosti priobshhenija detej k nacional"noj kul"ture, uchityvajushhie osobennosti kul"tury semejnogo vospitanija detej, semejnoj kul"tury.

Ключевые слова: воспитание, школа, семья, младшие школьники, родители, педагогическая культура, педагогический процесс, педа.гог, обща.я культура, познавательные мотивы.

Keywords: education, school, family, primary schoolchildren, parents, pedagogical culture, pedagogical process, pedagogue, common culture, cognitive motives.

Kljuchevye slova: vospitanie, shkola, sem"ja, mladshie shkol"niki, roditeli, pedagogicheskaja kul"tura, pedagog-icheskijprocess, pedagog, obshhaja kul"tura, poznavatel"nye motivy.

В современных образовательных программах, несмотря на их вариативность, тема «семьи» практически всегда стоит в списке обязательных лексических тем, однако при ее изучении происходит подмена нравственных и патриотических целей воспитания на цели, связанные с социальным и коммуникативным развитием ребенка. Так, детей учат ориентироваться в полоролевых взаимоотношениях в семье, возрастной иерархии членов семьи, называть профессии родителей, домашний

адрес, рассказывать, какая мебель стоит у них в квартире, у кого какая комната и т. д. При этом упускается нечто важное - зачем нужна человеку семья и понимание того, как страшно ее потерять. Здесь были бы скорее уместны аналогии с формированием чувства отчизны, родной природы, чем ассоциации с правилами поведения со старшими в автобусе.

Как показывает анализ целого ряда исследований по данной проблеме, для ребенка подобные правила не являются действенными,



В продолжение темы:
Android

Популярная социальная сеть ВКонтакте позволяет находить новых друзей и держать контакт со всеми близкими. Помимо этого, каждый пользователь может делиться собственными...