Социальный статус человека. Социальный статус и социальная роль

Каким же образом можно поднять себя на тот уровень, при котором в вашу жизнь начнут входить те мужчины, которые вам необходимы?

Вам нужно четко определиться с образом того самого мужчины, который необходим конкретно вам.

Если у вас уже есть мужчина, но не ладятся взаимоотношения, нужно просто определиться, насколько действительно он соответствует вашим запросам и вашим ожиданиям, и насколько вы действительно соответствуете ему.

Первая методика поиска идеального для вас мужчины - это оценить себя трезво. Подумайте, какое вы хотите зеркало? И подумайте реально, какой мужчина захочет быть рядом с вами.

Вы должны посмотреть на себя в зеркало и спросить:

«Чего я достигла в этой жизни? Что у меня есть? Кто я такая? Чем я живу? Что для меня важно и что для меня неважно? Соответственно, какой мужчина захочет быть рядом со мной?»

Второй вопрос крайне важный:

«Что вы можете дать этому мужчине такого, чего не даст другая женщина? Это то, о чем мы все время забываем, нам почему‑то все время кажется, что я одна такая на земле».

Почему именно с вами мужчина должен провести всю свою жизнь? Это ведь то, о чем вы мечтаете, чтобы мужчина провел с вами всю свою жизнь. Это одна из наибольших ошибок, которые совершают женщины. Но и задавать себе этот вопрос крайне важно.

И опять же, если вы напишите «потому что я ему нарожаю детей», поверьте мне, для мужчин дети вообще никогда не являются обоснованием того, чтобы с женщиной провести всю свою жизнь, это называется шантаж, и это очень плохо.

Следующий вопрос, который вам нужно задать себе обязательно: «Почему вы готовы провести с ним всю жизнь?» Если вы сможете на них на все ответить, вам уже намного легче станет.

После того как вы ответите себе на эти все очень важные вопросы, можно начать бороться с тем, что вам мешает на самом деле познакомиться с мужчинами.

Еще по теме Как повысить свой статус?:

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

    прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

    приобретенный (достигаемый) статус - статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).

    предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Статусная несовместимость

Несовместимость статусов возникает при двух обстоятельствах:

    когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй - низкий;

    когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Примеры: ученому пришлось уйти работать продавцом в коммерческий киоск, пожилого человека используют в качестве мальчика на побегушках, милиционеру приходится идти в рэкетиры, министру - участвовать в переговорах с террористами. Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах - среди друзей, родственников, сослуживцев.

13.1 . Социальный статус (от лат . status – положение, состояние) – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности. Любой человек занимает несколько позиций в обществе. Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце ХIХ века английский историк Мейн придал ему социологическое звучание. Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. Социальный набор (Роберт Мертон) = социальный статус + статусный набор. 13.2 . Виды (классификации) статусов : 13.2.1. Статусы, определяемые положением индивида в группе : 1) социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Профессионально – должностной статус – базисный статус личности, фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое положение человека (банкир, инженер, адвокат и т.д.). 2) Личный статус – положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Личный статус играет первенствующую роль среди знакомых людей. Для знакомых людей важны не характеристики, где вы работаете и ваше социальное положение, а наши личные качества. 3) Главный статус – статус, по которому индивида выделяют окружающие, определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения, с которым человека идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин чаще всего – статус, связанный с работой, профессией, для женщин – домохозяйка, мать. Хотя возможны и иные варианты.

Главный статус относителен: он не связан однозначно с полом, профессией, расой. Главным является статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. 13.2.2. Статусы, приобретаемые в силу наличия или отсутствия свободного выбора : Ральф Линтон : 1) ascriptive status (предписанный, приписываемый, прирождённый статус); 2) achieved status (достигаемый, достигнутый, приобретенный статус).

Предписанный статус – навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения и т.д.). 1) Приписываемый статус – социальный статус, с которым человек рождается (прирождённый, естественный статус определяется расой, полом, национальностью), либо который будет ему назначен по прошествии времени (наследование титула, состояния и т. д.). Естественный статус – существенные и наиболее устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость и т.д.). !!! Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса (т.е. биологически унаследованный); (негр – прирожденный, характеризующий расу; мужчина – прирожденный, описывающий пол; русский – прирожденный, показывающий национальность). 2) Достигаемый (приобретённый) статус – социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека желанию, свободного выбора либо приобретается благодаря удаче и везению. 3) Смешанный статус обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого !!! не по желанию человека : инвалид, беженец, безработный, император, китаец американского происхождения. Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить либо даже отменить некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания. Звание академика поначалу является достигаемым, но позже оно превращается в приписываемый, т.к. считается пожизненным. 13.3 . Иерархия статусов : Межгрупповая иерархия имеет место между статусными группами; внутригрупповая – между статусами индивидов внутри одной группы. Статусный ранг – место в иерархии статусов: высокий, средний, низкий. 13.4 . Несовпадение статусов возникает : 1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса. 13.5 . Элементы (компоненты) социального статуса : 13.5.1. статусная роль – модель поведения, ориентированная на конкретный статус; 13.5.2. статусные права и обязанности определяют то, что обладатель данного статуса может делать и что он должен делать; 13.5.3. статусный диапазон – границы, в которых осуществляются статусные права и обязанности; свободная манера поведения, предполагающая варианты поведения в осуществлении статусной роли; 13.5.4. статусные символы – внешние знаки отличия, позволяющие разграничить обладателей различных статусов: униформа, знаки отличия, стиль одежды, жилье, язык, жесты, манера поведения; 13.5.5. статусный образ, имидж (от англ . image – образ, изображение) – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься его права и обязанности; Имидж – распространенное или целенаправленно сформированное представление о характере того или иного объекта (человека, профессии, товара и т. д.). 13.5.6. статусная идентификация – отождествление себя со своим статусом и статусным образом. Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним. Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркивается преимущества социального статуса. 13.5.7. статусное видение мира – особенности видения мира, социальные установки, сложившиеся в соответствии со статусом. 13.6 . Престиж и авторитет . Престиж (франц . prestige, первоначально – обаяние, очарование) – оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Авторитет (нем . Autoritat, от лат. auctoritas – власть, влияние), в широком смысле – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте. Престижными могут быть профессия, должность, вил деятельности, авторитетным – вполне определённый, конкретный человек.

23) Выбор методов социологического исследования, отработка процедур, объем и расчет выборки в значительной степени зависят от теоретических представлений о природе элементов социальной структуры, их основания. Попытаемся выделить основные характеристики главных элементов социальной структуры.

Общественные классы

Это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. В условиях антагонистических формаций один класс может присваивать себе труд класса эксплуатируемого, подчиненного. Кроме этих основных, социально-экономических признаков, для классов характерны также вторичные, производные: условия, быт и образ жизни; интересы; их социально-политическая роль в обществе, общественное поведение, активность; степень социально-политической организованности, образования, культуры, профессионально-производственной подготовки; сознание, идеология, воззрение, их духовный облик, общественная психология. Эти показатели используются при изучении и других элементов социальной структуры. При характеристике рабочего класса и крестьянства как класса необходимо иметь в виду, что это труженики, в отличие интеллигенции, прямо или косвенно (через систему машин и механизмов) воздействующие на орудия и предметы труда. Актуальным является изучение процесса преодоления отчуждения рабочих и крестьян от собственности, их реального доступа к управлению на всех уровнях.

В современных условиях нашей страны важное значение имеет социологическое изучение природы, основных черт и характеристик вновь народившегося класса предпринимателей, нового слоя кооператоров, сельских арендаторов и фермеров, работников совместных предприятий, других групп и слоев, вызванных к жизни происшедшими и происходящими социально-экономическими и политическими преобразованиями. Социальные группы

Это объективно существующие устойчивые категории людей, занимающие определенное место и играющие определенную, присущую им, роль в общественном производстве. В отличие от общественных классов они не имеют специфического отношения к средствам производства. Социальными можно считать такие группы, как интеллигенция, служащие, люди умственного и физического труда, население города и деревни.

Интеллигенция представляет собой социальную группу людей, профессионально занимающихся квалифицированным умственным трудом, требующим высокого профессионального образования (высшего или среднего специального). В литературе имеет место также широкое толкование интеллигенции, включающее всех работников умственного труда, как интеллигентов специалистов, так и служащих-неспециалистов1, занимающихся неквалифицированным, несложным умственным трудом не требующим высокого образования (учетчики, счетоводы, кассиры, секретари-машинистки, контролеры сберкасс и т. д.).

Роль, место и структура интеллигенции в обществе определяется выполнением ею следующих основных функций: научно- технического и экономического обеспечения материального производства; профессионального управления производством, обществом в целом и отдельными его подструктурами; развития духовной культуры; воспитания людей; обеспечения умственного и физического здоровья страны. Выделяют интеллигенцию научную, производственную, педагогическую, культурно-художественную, медицинскую, управленческую и военную. Интеллигенцию делят также на слои по квалификации, месту жительства, отношению к средствам производства, а также по социально-демографическим признакам.

Для социологической практики важно отметить, что люди умственного и физического труда как социальные группы отличаются между собой: 1) по различному содержанию выполняемого ими труда, соотношению затрат физических и интеллектуальных сил, по степени сложности труда, по условиям, которых протекает их труд; 2) по культурно-техническому уровню работников физического и умственного труда (образованию квалификации, профессиональному составу); 3) по уровню культурного и материального благосостояния, культурно-бытовым условиям жизни. В качестве различия между ними выступает: отношение (нередко пренебрежительное) к тому или иному виду труда. Эти социальные различия в социологических исследованиях могут использоваться как социальные показатели.

В практике социологических исследований важно учитывать, что на современном этапе люди умственного труда представлены четырьмя подгруппами: интеллигентами, служащими-неспециалистами, частично рабочими, крестьянами и др. кооператорами. Следует также иметь в виду, что социальные различия между людьми умственного и физического труда, принимающие в зависимости от типа общественного устройства характер противоположности сложности или существенных различий, не тождественным различиям между умственным и физическим трудом. Однако эти понятия, как и сами явления, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Первые находят свое проявление в социально неравном, неодинаковом положении в обществе людей умственного физического труда (выражаются в отмеченных выше различиях), вторые имеют своей основой и выражают социальную неоднородность труда, т. е. требует разной подготовки, разных затрат со стороны общества, а поэтому по-разному и оцениваются.

Предметом социологических исследований могут быть изменения в характере, условиях и содержании труда, что в благоприятных общественных условиях и под влиянием научно-технического прогресса проявляется в интеллектуализации физического и технизации умственного труда. Следствием этого являются изменения социального положения этих работников, их сближения между собой. В неблагоприятных общественных условиях, в кризисных и предкризисных ситуациях наблюдается стагнация этих процессов, обеднение содержания труда, ухудшение его условий, а следовательно, социального положения тружеников умственного и физического труда, консервация, торможение общемировой тенденции преобразования труда.

Население города и деревни

как социальные группы различаются по месту проживания. Город и деревня остаются главными поселения людей, несмотря на существование целой системы переходных форм расселения, которые в современных условиях становятся все более многочисленными и распространенными

Проблему города и деревни нельзя сводить, как это нередко было, к проблеме классов или проблеме - город и колхозная деревня (в лучшем случае - и совхозная деревня), промышленности сельского хозяйства, государственной и кооперативной форм собственности. Это - проблема комплексная, затрагивающая все стороны и сферы общественной жизни. Все элементы целостной структуры общества существуют и в городе, в деревне, хотя и в разной степени, и в разных пропорциях.

В социологических исследованиях при анализе единства и существенных различий между городом и деревней необходимо учитывать их характер (производственно-технический и социальный) и виды. Во-первых, следует иметь в виду различия между городом и деревней как типами поселений (размеры их, кон­центрация населения, уровень развития производительных сил, сочетание промышленного и сельскохозяйственного производства, насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т, д.). Во-вторых, учитывать различия между населением города и де­ревни как социальными группами, отличающимися между собой по всему положению в обществе (место проживания, содержание труда, различия в образовательном и культурном уровне, в уровне благосостояния, бытового устройства, образа жизни и т. д.).

Сельское и городское население можно рассматривать так­же как один из видов социально-территориальных общностей людей.

Для проведения социологических исследований очень важна проблема типологизации населенных пунктов. Ее основаниями могут быть указанные выше различия между городом и дерев­ней как типами поселений. При типологизации городов в основ­ном пользуются такими показателями, как концентрация в них населения, численность его, а также административная роль того или иного города. Более богатая типологизация применялась у нас при изучении проблем деревни: по типам хозяйства (колхоз­ная, совхозная, колхозно-совхозная, колхозно-промышленная де­ревня); по доли занятых в тех или иных отраслях народного хозяйства (чисто сельские, аграрные; преимущественно сельс­кие; аграрно-промышленные и т. д.).

Социальные слои

Это части определенного класса, социальной группы. Их выделение и социальный облик зависят от зрелости существующего способа производства. Так, при капи­тализме внутриклассовые слои выделяются прежде всего в зависимости размеров собственности: крупная, средняя и мелкая буржуазия. В переходный период к социализму особенно на начальном этапе структура рабочего класса, скажем, представлена во-первых, кадровыми рабочими, во-вторых, рабочими, сохраняющими еще экономические связи с мелкособственническим хозяйством, в-третьих, рабочей аристократией, т. е. людьми связанными с капиталистическими классами. В дореволюционных условиях и до утверждения кооперативных форм собственности деление крестьянства шло на: 1) бедняков, батраков; 2) середняков и 3) богатых крестьян. В условиях социализма главную роль начинают играть другие признаки и прежде всего характер труда, его качество и связанная с этим квалификация работников, их культурно-технический уровень, вклад в общественное производство и вытекающие отсюда размеры получаемых доходов.

В социологических исследованиях при изучении проблем рабочего класса чаще всего в его составе выделяют слои рабочих низкой, средней и высокой квалификации. В составе колхозного крестьянства и др. отрядов кооперативных трудящихся выделяются четыре слоя: 1) работники неквалифицированного и малоквалифицированного труда, не имеющие специальной профессиональной подготовки; 2) работники, занятые немеханизированным квалифицированным трудом (строители, садоводы и т. д.); 3) работники квалифицированного труда при машинах и механизмах (животноводы на механизированных фермах, птицеводы и т. д.); 4) механизаторы (шоферы, трактористы, комбайнеры). Членение крестьянства возможно также по отраслям: животноводы, растениеводы и т. д. В составе интеллигенции можно выделить слои по уровню образования (среднеспециальное, высшее, имеющие ученую степень и звание), а также "практиков", лиц, занятых умственным квалифицированным трудом и не имеющих соответствующего диплома. Интеллигенцию и служащих-неспециалистов делят также на слои, используя такие критерии, как место проживания (городская и сельская интеллигенция), место в общественном производстве (производственная и непроизводственная интеллигенция) и др.

Слоевое членение по признаку характера и содержания труда ведет к профессиональному делению людей, формированию со­циально-профессиональной

структуры как своеобразного вида социально-классовой структуры по "вертикали". На этом основании (состояния общественного труда) различают группы людей занятых умственным и физическим трудом, трудом управленческим и исполнительским, промышленным и сельскохозяйственным (распределение и разделение труда); трудоспособное насе­ление и две группы людей, не занятых в общественном производстве: 1) до включения в общественно необходимый труд и 2) вышедшие из активного общественно производительного труда - не занятые в общественном производстве пенсионеры.

Социально-профессиональная структура базируется на про­фессиональном разделении труда, его отраслевой структуре. Наличие высокоразвитых, среднеразвитых и слаборазвитых от­раслей производства предопределяет неодинаковое социальное положение работников. Это конкретно зависит от уровня техни­ческого развития отраслей, степени сложности труда, уровня квалификации, условий труда (тяжести, вредности и т. д.).

Общественные или социально-демографические группы.

Это - молодежь, женщины и мужчины, пенсионеры, школь­ники и т. д. Критериями выделения социально-демографических групп являются различия половые и возрастные. Не будучи сами, по себе, в строгом смысле слова, различиями социальными, эти естественно-природные различия в классовых обществах могут, приобретать и действительно приобретают характер социальных различий. Об этом свидетельствует неодинаковое, неравное положение в обществе мужчин и женщин, представителей разных поколений, тяжелое, как правило, социальное положение престарелых, ветеранов труда и т. д.

Половозрастную структуру обычно исследуют либо по одному (полу и возрасту), либо по обоим признакам. Специалисты-демографы особое внимание обращают на важность разделений населения на три группы по возрасту: дети (0--14 лет), молодые и средние возрасты (15-49 лет), старшие (пожилые) - 50 лет и старше. Это объясняется необходимостью знать трудовой потенциал населения, динамику его развития. Это естественно, ибо в качестве основы такого деления берется критерий включенности в трудовую деятельность: дотрудовой, трудовой и послетрудовой

возраст. Известно, что современный город располагает прогрессивной структурой (в ней доля лиц моложе 15 лет больше доли лиц 50 лет и старше). Деревне присуще "старение". Это уже

установлено. Как будет развиваться этот процесс дальше, как он содержательно выглядит в разных регионах, районах, поселках, это можно выяснить социологическими методами, используя предложенную типологизацию населения. Социологи (совместно с демографами и другими специалистами) могут предложить оптимальную структуру половозрастных групп как в региональном, так и внутрирегиональном масштабе. Необходимо подчеркнуть важность выделения молодежи

как специфической, социально-демографической группы. Таковой ее делают общность возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, наличие специфических интересов и потребностей. Учитывая это, главное внимание в социологических исследованиях обращается на изучение социальной и профессиональной ориентации молодежи, ее потребностей и интересов, степень соответствия их интересам и потребностям общества, адаптации молодежи в разных коллективах, ее обществен­ной активности, участия в неформальных объединениях, отношение к процессу общественных реформ и т. д.

Важным элементом социальной структуры общества являетсясемья

Чаще всего в переписях населения она понимается как группа совместно проживающих лиц, связанных между собой родством или браком и имеющих общий бюджет. Вместе с тем семья рассматривается некоторыми учеными как несколько групп родственников, проживающих совместно, хотя и не имеющих общего бюджета. Некоторые понимают семью и как группу от дельно проживающих родственников. Первый подход в понимании семьи

представляется наиболее оправданным, для социологических исследований важно иметь в виду (особенно при составлении "паспортички", т. е. социально-демографической части

анкеты, другого инструментария) выделение в составе населения

не только семей, но и отдельно проживающих членов семей иодиночек.

Для анализа социальных процессов, различных сторон общественной жизни необходим учет брачного состояния

населения. По этому признаку различают женатых (замужних), холостых (незамужних), вдовых, разведенных и разошедшихся. В ряде стран (ФРГ, Венгрия и др.) учитывают характер брака независимо от того, зарегистрирован он или нет.

В социологических исследованиях следует учитывать также средний размер семьи. Особенно это важно при изучении го­родского и сельского населения, тех или иных процессов в раз­личных регионах страны.

Принципиальное значение в социологическом изучении социальной структуры, других проблем имеет учет состава семей, осуществляемый по различным основаниям: число поколений в семье; число и полнота супружеских пар; число и возраст несо­вершеннолетних детей; степень родства между представителями одного или двух смежных поколений и т. д. Эти показатели де­мографического состава семей в особенности важны в исследова­нии социальных проблем, доходов населения, уровня потребле­ния, жилищных условий и т. д.

Используется также деление семей по социальному соста­ву. Учитывая социальную принадлежность, выделяют следую­щие группы семей: гомогенные (однородные) в социальном отно­шении, в которых все члены семьи принадлежат к одной социальной группе, классу, слою (семьи рабочих, крестьян, служа­щих; семьи рабочих квалифицированного труда; семьи крестьян неквалифицированного труда и т. д.); гетерогенные (неоднородные, смешанные) семьи, члены которых принадлежат к разным классам, социальным группам, слоям (семьи рабочих и крестьян; семьи рабочих и служащих; семьи рабочих квалифицирован­ного и неквалифицированного труда и т. д.) Такое деление не­обходимо в первую очередь при изучении процессов развития элементов социальной структуры общества.

При изучении национальных процессов используется деление семей по национальному признаку.

Исследуя миграционные процессы, используют генетическую структуру семьи, учитывая родившихся в данной местности и приехавших сюда.

Важным элементом социальной структуры является коллектив

(ячейка общества)-

это организованная, относительно компактная группа людей, объединенных конкретным видом общественно полезной деятельности, осуществляемой в рамках той или иной формы собственности, а также складывающимися в ходе этой деятельности отношениями сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, интересами, ценностными ориентациями, установками и нормами поведения. В коллективе сочетаются интересы общественные,

групповые и индивидуальные.

В практике социологических исследований необходим учет видов коллективов: трудовых, общественно-политических, учебных, спортивных, культурных и др. Основное место в системе коллективов принадлежит трудовым коллективам. В нашей стране в конце 80-х гг. насчитывалось около 2,5 млн. трудовых коллективов, в их числе: более 150 тыс. производственных; свыше 1450 тыс. коллективов в сфере обслуживания; свыше 850 тыс. коллективов в сфере культуры, образования, медицины.

На современном этапе особенно актуальны социологические исследования проблем, связанных с переходом к новому механизму хозяйствования, процессами демократизации и гласности, решением социальных проблем, вопросами воспитания и другими сторонами жизни коллективов.

Важнейшим элементом социальной структуры общества являютсясоциально-этнические

общности людей. Они включали в себя (с учетом эволюции человеческого общества) род, племя, народность, нации. Родовым понятием здесь выступает этнос,

означающий исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими чертами, стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, сознающих свое единство и отличие от подобных образований (т. е. обладающих самосознанием). Признаки этноса: язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т. е. такие компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение, образуют так называемую этническую культуру.

Этносы, сохраняя этнические черты, в то же время, по мере развития общества, претерпевали изменения, особенно в социальной сфере, образуя определенные устойчивые социально-этнические общности. Первой такой общностью был род, представляющий собой группу кровных родственников, ведущих свое происхождение по материнской или отцовской линии. Он пришел на смену первобытному человеческому стаду. В связи с экзогамностью (запрещением браков внутри рода) он объединялся в племена. Характерными чертами рода являлись первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классового деления, моногамной семьи. Он распался с возникновением классового общества. Но пережитки родоплеменного деления сохранились до наших дней у многих народов. И это надо учитывать при регулировании отношений между социально-этническими группами.

Главный отличительный признак рода племенных объединений - кровнородственные связи его членов.

Народность - это форма социально-этнической общности людей, исторически следующая за родоплеменной общностью. Начало ее возникновения относится к периоду разложения первобытно - общинных отношений. Если для родоплеменных объеди­нений характерны кровно - родственные связи, то для народности - территориальные. Народность характерна прежде всего для рабовладения и феодализма. В условиях капитализма, с уси­лением экономических и культурных связей, она превращается в нацию. Однако народности существуют и при капитализме, при социализме, поскольку в силу ряда причин (отставание в развитии, малочисленность и т. д.) не сложились в нацию.

Нация же представляет собой исторически складывающийся тип этноса, историческую общность людей, характеризующуюся устойчивой целостностью (общностью) экономической жизни (главный признак), языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) самосознания. Нация приходит на смену народности. Это более широкая, чем народность форма общности, складывающаяся с возникновением и становлением буржуазной формации. Возникающие в процессе социалистических преобразований социалистические нации отличаются от буржуазных наций своей экономической и политической основой, социально-классовой структурой и духовным обликом. Выделяют также нации переходного типа.

Наряду с рассмотренными социально-этническими общностями в науке используется и понятие народ как интегративное понятие, возникающее в ходе развития и сближения социально-классовых и социально-этнических групп. В данном случае понятие народ используется только в отмеченном контексте. Наряду с рассмотренными основаниями (формы собственности, общественный труд, территориально-поселенческое, демографическое, семейное, этническое основания) в литературе предлагается также учитывать еще так называемое нормативное основание. Здесь имеется в виду распределение членов общества по поводу принятия и осуществления норм и принципов существующего общественного строя. Это связано не столько с социальным положением личности, социального слоя, группы, сколько с их позицией. Как показывает жизнь, социальное положение и социальная позиция не всегда прямо связаны между собой.

Помимо рассмотренных социальных (классы, интеллигенция, служащие, люди умственного и физического труда, население города и деревни) и социально-демографических групп (молодежь, женщины, пенсионеры и т. д.) в социологических и особенно в социолого-психологических исследованиях используются и другие квалификации групп людей, как пересекающиеся, так и не пересекающиеся с указанными выше основаниями. Ниже приводятся названия этих групп и дается краткая их характеристика.

Это прежде всего большая группа

Под которой понимается группа с большим числом членов, в отличие от малой группы характеризуется разными типами связей и не предполагает обязательных личных контактов. Ее основными типами являются:

а) условные, статистические; б) образуемые некоторыми поведенческими признаками (аудитория, публика) ; в) классовые, национальные и др. группы; г) территориальные (город, госу­дарство).

К малой группе

(контактной) относят группы людей, имеющих непосредственные контакты.

Группа номинальная

Это разновидность большой группы; совокупность людей, выделяемая по некоторому признаку, важному для целей исследования (по возрасту, образу мыслей, месту жительства и т. д.).

Первичной группой

называют разновидность малой группы (семья, группа сверстников, друзей, соседская группа, бригада; и т. д.), которая характеризуется высокой степенью эмоциональности отношений и идентификации членов с группой. Она обеспечивает главным образом процесс первичной социализации и опосредствующего вхождения в другие группы, называемые, в отличие от первичных, вторичными (большими и формальными группами).

Под группой референтной

понимается реальная или воображаемая социальная (социально-психологическая) группа, общность, с ценностями, нормами и установками которой индивид соотносит свое поведение с целью их принятия или сравнивания.

Группа формальная

(официальная, целевая) представляет собой такую социальную (общественную) группу, которая обладает юридическим статусом, является частью социального ин­ститута, организации, имеет целью достижение какого-то опре­деленного результата на основе разделения труда и специализа­ции функций, делегирования власти, установления постоянных линий коммуникаций, системы координации действий в рамках того или иного социального института, организации. Функции, цели, правила поведения, как и само членство в формальных группах, формализованы, т. н. фиксированы в положениях, ус­тавах, инструкциях и др. Нормативных документах. Формальные группы включают в себя также группы неформальные, члены которых находятся между собой в особых социально-психологи­ческих, неофициальных отношениях (дружеских, товарищеских, отношений лидерства, престижности, симпатий и т. д.).

Этническая группа

Это часть этноса (племени, народности, нации), ядро которого находится в другом социальном организме (стране, республике и т. д.). Этнические группы могут быть как в компактном, так и дисперсном (рассеянном) состоянии.

Укажем на деклассированные элементы,

под которыми понимаются лица, утратившие устойчивые связи с социальными группами, опустившиеся на "дно" общественной жизни. Их обычные занятия - воровство, мелкая спекуляция, мошенничество, проституция, кратковременная работа по найму. Причинами появления и роста деклассированных элементов являются экономические и социально-политические кризисы, массовая безработица, обнищание низших слоев населения.

Сложность действительно научного исследования проблем социальной структуры состоит в том, что нельзя ограничиваться каким-то одним основанием при изучении того или иного объекта, а учитывать и другие основания, другие признаки.

Социальный статус - это прежде всего положение, которое мы занимаем в обществе. Причем некоторые вещи (пол, национальность, цвет глаз) даются нам от рождения, а чего-то (профессионализм, материальный достаток, должность) приходится добиваться самим. Сегодня мы поговорим о том, от чего напрямую зависит наш социальный статус, - работе и зарплате.

Итак, вы открыли издание по трудоустройству. Одно это свидетельствует о том, что вы задались целью повысить свой социальный статус. В противном случае вы согласились бы на первое попавшееся место, где требуются рабочие руки. Однако такой расклад явно не для вас, ведь вы хотите получить определенный пост, причем почти знаете где. Важно, чтобы вакансия была престижной, должность приличной, работа предоставляла возможность карьерного роста, а зарплата, безусловно, не выходила за некие установленные рамки. Вот вы и начали (пока еще мысленно) повышать свой социальный статус, даже если вы ищете работу в первый раз. Как известно, образование - один из ключевых составных элементов положения в обществе. Слава богу, прошла пора, когда у нас основополагающее значение придавали количеству купюр в кармане. Многие из тех, кто сумел хорошо заработать в свое время, позже не пожалели денег на получение диплома и даже научной степени. Второе высшее образование перестало быть модой и сделалось жизненной необходимостью.

Говоря о статусе, следует учитывать требования среды, в которую человек попал или хочет попасть. Это те границы, внутри которых нужно уметь функционировать. Например, не владея в совершенстве иностранным языком, а то и двумя, вы вряд ли добьетесь успеха в международной компании. Поэтому второе высшее (как, впрочем, и любое другое дополнительное образование) автоматически ведет к повышению статуса. Вполне можно заняться и активным самообразованием. Это пригодится всегда, в каком угодно возрасте, ведь если вы не прогрессируете, начинается обратный процесс, то есть регресс. А если составить для себя схему (или взять ее из учебников либо у преподавателя), дополнительное образование можно получить и из книг. Учат же люди иностранные языки с помощью кассет, пособий и т. д.

Однако «перепрыгнуть» из низкого статуса в высокий без профессиональных знаний и наличия определенного уровня культуры практически нереально. Ничего, кроме глупого искусственного насаждения, тут не получится. Об этом еще Мольер писал. Это все равно что надеть фрак на человека, который всю жизнь рубил лес, и заставить его играть на скрипке. Другое дело, если дровосек приложит усилия и сам научится играть, да так, что его возьмут в симфонический оркестр. В общем, чтобы утвердиться в обществе, нужно желать этого и, естественно, прилагать соответствующие усилия. Если вы хотите из обычного менеджера стать начальником, будьте любезны соответствовать. Необходимо рассмотреть абсолютно конкретно, каких знаний и умений вам не хватает. Допустим, в своем деле вы дока. Штудируйте бизнес-психологию. В ней вы как рыба в воде? Значит, работайте над имиджем.

Последнее, кстати, довольно важно для всех, кто хочет повысить свой статус. В одном отделе крупной компании на равных должностях работали два человека. Отдел, собственно, еще не был сформирован, а ездить на встречи и другие мероприятия уже приходилось. Шеф почему-то всегда брал с собой лишь одного сотрудника. Свой выбор он объяснял не тем, что этот служащий лучше работает, а наличием у подчиненного соответствующего имиджа и навыков общения с людьми. Так что представительский вид, харизматичность и культура - не пустые слова. И если вы, простой менеджер, претендуете на должность руководителя - извольте выглядеть соответственно. Имидж пригодится и на собеседовании. Свои знания все равно за короткое время не продемонстрируешь, а вот презентабельная внешность и умение держаться скажут о вас даже больше, чем необходимо для принятия решения. Сколько раз приходилось слышать от интервьюеров: «Как только он вошел, я сразу понял: это и есть наш новый начальник отдела!» Заметьте - «только вошел»!

Немаловажный вопрос - вопрос зарплаты. Безусловно, человек, который хорошо получает, может позволить себе жить достойно. Ну разве не унизительно, например, когда здоровый мужик с руками и ногами не в состоянии приобрести новую машину и может лишь ругаться, если ломается старая и нет денег на ремонт! А ругать-то нужно не безвинное средство передвижения, которое не может жить вечно, а себя, простите, дурака, неспособного зарабатывать как следует. Кстати, автомобиль - тоже показатель вашего статуса. Поэтому стремление к более высокому окладу - это и стремление к более высокому статусу. «Да как тут заработаешь, для моей профессии и должностей приличных нет», - возразите вы и начнете объяснять, почему вам, такому распрекрасному, путь к солидному жалованью заказан. Чушь. Рассуждая таким образом, вы подсознательно программируете себя на неудачу. Изначально нужно поставить себе цель. Только не стоит ограничиваться установленными цифрами. Допустим, ваша цель - улучшить свое положение в обществе. От этого будет зависеть, какие шаги и действия придется предпринять.

Любой, абсолютно любой человек может найти себе применение за достойное вознаграждение. Так, в нашем дворе много лет работал дворником некий Сергеич, просто обожавший чистоту и порядок. Как-то незаметно он исчез. Оказалось, его забрал к себе «на фазенду» мой бывший одноклассник, сделавший неплохую карьеру в торговом бизнесе. Первым делом он спросил Сергеича, сколько тот получает, и пообещал гораздо больше… А одна медицинская работница ненавидела лабораторию поликлиники, куда ее распределили после училища. Платят копейки, оборудование старое, элементарных бахил и перчаток нет… Причем делать клинико-диагностические анализы ей очень нравилось, да и их значение для здоровья человека она прекрасно понимала. Подучившись немного, девушка устроилась в частную клинику, в лабораторию с новейшим оборудованием. Теперь ее зарплата в десять раз больше!

…А уж то, что низкий социальный статус оказывает заметное влияние на здоровье и продолжительность жизни, знает даже школьник. Ученые говорят, что заложенные в геноме человека, допустим, мужские 170 см роста при плохом питании и влиянии вредных факторов окружающей среды никогда не станут собой, а вот при удачном раскладе они способны превратиться в 185! Результаты исследования близнецов с наиболее впечатляющей разницей в общественном положении (правда, на это согласились всего 17 пар двойняшек) показали, что при среднем возрасте (около 46 лет) женщины-неудачницы по биологическому возрасту были на семь лет старше своих социально успешных сестер. Хотя справедливости ради стоит привести и другие данные: начиная с 70-х годов прошлого века, ученые следили за здоровьем британских государственных служащих, «сортируя» их по роду деятельности. Выяснилось, что «шестеркам», всю жизнь проведшим у основания служебной пирамиды (то есть секретарям и курьерам), сердечные заболевания грозят гораздо реже, чем их начальству. Оно и понятно: меньше ответственности - меньше переживаний. Эту закономерность исследователи назвали синдромом статуса (status syndrome ).

Причем от синдрома статуса не застрахованы даже самые успешные жители самой развитой страны. И тут стоит взглянуть на проблему глобально. Богатые США, к примеру, имеют валовой национальный доход на душу населения приблизительно 34 тыс. долл., а средняя продолжительность жизни у них составляет 76,9 года. Не совсем, мягко говоря, зажиточная, но гордая Куба с ее валовым национальным доходом в 5200 долл. может похвастаться почти «американской» продолжительностью жизни - в среднем 76,5 года. А Япония с ее рекордной средней продолжительностью жизни - 81,3 года - имеет при всем при том валовой национальный доход около 25 тыс. долл. То есть не только отношения в обществе, система образования и социальное единство являются определяющими моментами, важно учитывать и местонахождение (географию). Все знают, например, что далеко не богатые горцы - рекордсмены среди долгожителей.

Кроме того, необходимо сказать, что человек, стремящийся к более высокому статусу, обязательно должен следить за своим здоровьем. Сегодня кое-где уже просто неприлично появляться с проблемными зубами. Стоматология достигла такого уровня, что все неприятности можно устранить за несколько визитов к врачу. Однако это стоит денег… и подчас немалых. Не удивлюсь, если скоро и проблемы внешности (например, мешки под глазами и морщины) будут считать показателем низкого социального статуса… Поэтому даже если зарплата не позволяет вам раскошелиться на здоровье, лечитесь и исправляйте дефекты… в кредит. Это станет своеобразным стимулом к увеличению своего дохода.

Не забывайте только, что вы живете в обществе и по его законам. Хорошо, когда человек берет с кого-то пример, пытаясь не подражать, а добиваться таких же впечатляющих успехов самостоятельно. Другое дело, когда кто-то завидует, злится и старается всеми правдами и неправдами отобрать у коллеги или конкурента атрибуты звездного статуса. И уж совсем плохо, когда некто, возомнив себя яркой индивидуальностью, не считает нужным учитывать опыт предшествующих поколений. Стремясь вперед, выше, не забывайте, что вы человек. Поверьте в себя - и удача вам улыбнется!

Елена Ишутина
По материалам

«Работа & зарплата»

В точных науках все используемые термины однозначно определяются через иерархичную, выстроенную этой наукой, систему понятий. В науках менее формализованных используется подход «толкования понятий» через более простые и интуитивно более понятные термины. В таких случаях стоит использовать толкования, позволяющие наиболее точно передать суть того, что выделил наш мозг по ходу обобщения и что было изначально сопоставлено с толкуемым словом или словосочетанием. Вместо этого порой вводятся определения или толкования, опирающиеся на внешние признаки явлений и теряющие большую часть исходной сути. Приблизительно так в социологии получилось с социальным статусом. По мнению социологов, социальный статус — это положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать: экономическое положение, национальность, возраст, образование и многие другие качества. Почувствовав, что этого недостаточно, социология заявила, что каждый человек обладает не одним, а несколькими статусами. Совокупность социальных статусов она назвала статусным набором.

Попробуем несколько уточнить определение социального статуса и приблизить его к интуитивному пониманию. Можно вполне обоснованно предположить, что за этим понятием стоит оценка способности человека влиять на происходящее в той сфере его жизни, относительно которой понятие «статус» формулируется. Тогда становится понятно, откуда берется статусный набор. Всякий человек имеет несколько кругов общения, например: работа, семья, друзья, общество. Для каждого круга возможна своя уникальная оценка.

Многие толкования подсказывает сам язык. Социальный статус по смыслу совпадает с понятием «престиж». Если же взять значение исходного французского «prestige», то окажется, что это и есть уважение, влияние, которым пользуется кто-либо.

В такой трактовке очевидно, что социальный статус совпадает с оценкой уровня власти. Чем больше власть человека в определенной группе, тем выше его социальный статус для членов этой группы. Власть в этом случае надо рассматривать не как безусловное подчинение, а как возможность любым способом влиять на ход событий. Это влияние могут дать, например:

    физическая сила, которая дает способность сделать что-либо или заставить сделать других;

    ум, дающий способность найти способы добиться своего.

    способность убедить других;

    занимаемая должность и возможность приказать;

    дружба с теми, кто у власти;

    внешняя или внутренняя привлекательность, позволяющая добиваться своего от людей, заинтересованных в общении с носителем привлекательности.

Судить о наличии у человека перечисленных способностей мы можем либо из опыта наблюдения за тем, как эти способности проявляются, либо по их косвенным признакам. Так, дорогая одежда, неприлично дорогие часы, представительская машина – это могут быть признаки того, что их владелец добился определенных успехов, а значит, наделен некоторыми «талантами». Таких признаков существует великое множество. Признаками статуса для нас служит все, что статистически с ним коррелирует. Как и ко всем признакам ценных качеств, по отношению к этим признакам возникает собственная положительная эмоциональная оценка.

Бриллианты не особо красивее стразов. Искусственные бриллианты блестят так же, как и натуральные. Но только натуральные бриллианты стоят столь безумно дорого, а поэтому только они являются признаком социального статуса. И оттого все женщины так фанатично их любят и находят абсолютно прекрасными. Но все может измениться в один момент.

Во второй половине XIX века в Париже блистала звезда «прекрасной эпохи» певица, танцовщица и, естественно, куртизанка Ла Бель Отеро. Однажды она обедала в «Максиме», как обычно, сверкая множеством своих украшений. И вдруг вошла ее соперница Лиан де Пужи. Она была в простом бархатном платье черного цвета, а все ее бесценные украшения были надеты на сопровождавшую ее служанку. Через несколько секунд раздался гром аплодисментов, а Отеро в ярости вскочила из-за стола и покинула ресторан.

Ценность статуса

Без преувеличения можно сказать, что социальный статус – это одно из основных обобщений в жизни человека. «Основных» в том смысле, что оно исключительно сильно связано с эмоциональной окраской. Такая эмоциональная оценка – следствие всего нашего опыта социального взаимодействия. Множество эмоций возникает как обобщение удовольствий или неудовольствий, испытываемых нами во взаимодействии с себе подобными. Оценка результата почти всех ситуаций социального взаимодействия оказываются так или иначе связаны с социальным статусом их участников. Как глобальное обобщение, так или иначе коррелированное почти со всем, что происходит в социальной сфере, возникает обобщение «социальный статус».

Огромный пласт поведения человека – это поведение, сформированное эмоциями, связанными с оценкой своего или чужого социального статуса. Карьерный рост, борьба за власть, зарабатывание авторитета, репутации, гонка за большими деньгами – все это примеры, относящиеся именно к этому. Вся наша жизнь во многом подчинена непрерывной борьбе за повышение или сохранение социального статуса.

«Стремление к смыслу жизни – это стремление к своей значимости». Михаил Веллер

Относительность статуса

Наличие разных кругов общения создает относительность социального статуса. Один и тот же человек может обладать разной властью в разных сферах. Большой начальник на работе, равный в кругу друзей, послушный муж у авторитетной жены – вполне возможная картина. Отсутствие абсолютного статуса заставляет нас играть разные статусные роли в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Эрик Берн создал замечательную теорию социального взаимодействия, основанную на транзакционном анализе. Единицу социального взаимодействия он назвал транзакцией. Далее Берн выделил процедуры и ритуалы — серии последовательных транзакций. Процедуры направлены на достижение конкретной цели. Ритуалы – это процедуры, цель которых во многом утеряна и которые существуют как социальные нормы. Затем Берн выделил времяпрепровождение как серию простых, полуритуальных транзакций, сгруппированных вокруг одной темы, целью которой является структурирование определенного интервала времени. И наконец, Эрик Берн сформулировал понятие «игра»:

«Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных транзакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных транзакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождений по двум основным характеристикам: наличием скрытого смысла и выигрыша…

Например, если человек честно просит, чтобы его утешили, и получает утешение, то это операция. Если кто-либо просит, чтобы его утешили, и, получив утешение, каким-то образом обращает его против утешителя, то это игра» (Берн, 2007).

Несомненная заслуга Берна в том, что он не только описал понятие «игра», но и перечислил и дал анализ огромному количеству свойственных людям «игр». Кроме того он заметил, что и транзакции, и игры не возникают спонтанно, а формируются как устойчивые модели поведения. При этом многие модели формируются еще в детстве из взаимоотношений ребенка с родителями или сверстниками. Согласно Берну, модели поведения, возникшие в детстве, могут успешно применяться и во взрослом состоянии. Он объяснил это тем, что в каждом из нас живет и взрослый, и ребенок. И в зависимости от ситуации мы берем на себя определенную «роль», которую и играем в соответствии с выученным в детстве сценарием. Исходя из этого, главное в транзакционном анализе – это понимание с каким типом взаимодействия мы имеем дело. По Берну, варианты: «ребенок – ребенок» и «взрослый – взрослый» — это прямое взаимодействие, которое комфортно, а вариант: «взрослый – ребенок» — угловое взаимодействие, которое дискомфортно.

В свете наших рассуждений вместо понятий «ребенок» и «взрослый» напрашивается использование понятия «социальный статус». В каждом взаимодействии, оценив собственный социальный статус и статус окружающих, мы попадаем в колею стереотипных реакций, сформированных нашим предыдущим опытом. Новый опыт, в зависимости от результата, может скорректировать это поведение. Но для нас сейчас важно, что признаки, по которым мы «узнаем» стереотипную ситуацию, – это оценка относительных социальных статусов участников взаимодействия.

Борьба за статус

Игра вокруг социального статуса, как правило, имеет целью доказать собственную значимость. Когда это происходит в замкнутых коллективах, то оказывается, что возможность одного человека влиять на происходящее связана с ограничением этой способности у других. Иерархия общества, по сути, и означает, что мнение одних важнее, чем мнение других. Когда необходимо сделать выбор из нескольких альтернатив, именно социальный статус показывает, чье мнение окажется более значимым. В замкнутых коллективах борьба за повышение собственного статуса может протекать двумя путями: либо доказательством собственных достоинств, либо доказательством ущербности других. Иногда это совмещается в поединках. Любой поединок – это доказательство превосходства одного за счет демонстрации слабости другого.

Эмоции, связанные с социальным статусом

Опыт социального взаимодействия формирует обобщение эмоциональных оценок различных ситуаций. Зависимость социальных статусов внутри замкнутого коллектива приводит к тому, что выделяются два основных обобщения, имеющих сильную эмоциональную оценку. Одно обобщение связано с изменением собственного статуса, другое с изменением статуса окружающих. Это создает следующие названные эмоции:

    «Удовольствие – неудовольствие» от повышения или понижения собственного социального статуса.

    Гордость – удовольствие от доказательства собственного превосходства. Если другие считают, что это незаслуженно или чрезмерно, то они называют это тщеславием.

    Досада – огорчение от неудачного исхода, когда причина неудачи – случайность.

    Стыд — огорчение, связанное с демонстрацией несостоятельности, вызванное собственным промахом. Крайняя степень выраженности этой эмоции называется позором.

    Обида – расстройство, причины которого связаны с действиями других.

    «Удовольствие – неудовольствие» от понижения или повышения социального статуса других.

    Злорадство – удовольствие от неудач других.

    Зависть – огорчение от чужих успехов.

В реальных ситуациях мы часто испытываем сразу несколько эмоций. Не будем заниматься разбором всех возможных вариантов, ограничимся одним примером.

Предположим, ваш друг добился успеха, неважно какого: купил автомобиль, получил повышение, выиграл в лотерею, стал президентом или женился на супермодели. У вас непременно возникнут следующие эмоции.

    Зависть. В кругу ваших друзей его социальный статус возрастет, что несколько понизит ваш. Это чувство будет тем сильнее, чем сильнее это затрагивает изменение вашего статуса.

    Гордость. Успех вашего друга изменяет в глазах остальных не только его социальный статус, но и статус всех тех, кто с ним связан. Его успех повышает и ваш социальный статус в кругу общих знакомых.

    Альтруизм. Вам будет хорошо от того, что другу хорошо.

Сочетание этих эмоций определит итоговое состояние. В зависимости от обстоятельств оно может быть как положительным, так и отрицательным. Например, трудно искренне радоваться, «когда твоя мечта сбывается у кого-нибудь другого».

Память о статусе

Представление о статусе человека – это не некая числовая информация, выраженная одним значением, которая хранится, связанная с ним, и корректируется, когда что-то происходит. Это совокупность всех воспоминаний, относящихся к этому человеку, и их способность вызывать оценку обобщением «социальный статус». Первичная оценка статуса строится по внешним признакам: «встречают по одежке». По мере накопления опыта эта оценка постоянно уточняется. Наибольший вклад в нее вносят не косвенные признаки, а демонстрация реальных возможностей влиять на окружающее. Из оценки статуса по совокупности воспоминаний следует, что любой наш «грех», о котором известно остальным, остается в их памяти навсегда и всегда будет участвовать в формировании оценки нашего социального статуса. При простом суммировании достаточно было бы просто совершить нечто, компенсирующее это прегрешение, и все было бы восстановлено без дальнейшего ущерба для репутации. Но в жизни все несколько сложнее. Собственно, «береги честь смолоду» отсюда и проистекает.

Инструкция

Улучшайте самооценку. Первое, что нужно сделать каждому человеку, у которого есть цель повышения статуса в обществе – позволить этому случиться. Как бы это не звучало банально, многие не могут преодолеть себя и начать развиваться просто потому, что у них занижена самооценка. Они не видят себя в роли победителей. По возможности, начинайте расставаться с прежним мышлением побежденного и стремитесь к улучшению восприятия себя и окружающего мира. В этом вам помогут ежедневные аффирмации, как «я – победитель» или «у меня все всегда прекрасно». Повторяйте их вслух или про себя, сколько будет нужно.

Займитесь развитием своего физического тела. Невозможно повысить социальный статус без работы над собой. Начните с внешности, поскольку ее всегда замечают первой при общении и знакомстве. Проанализируйте, какие у вас есть изъяны (лишний или недостаточный вес, проблемы с кожей и т.д.) и приложите все усилия, чтобы избавиться от них как можно быстрее. Займитесь спортом и улучшением состояния здоровья. Люди любят активных и энергетически заряженных личностей. Станьте таким и к вам потянутся!

Составьте план по развитию интеллекта. Помимо внешней оболочки, важна еще и внутренняя составляющая. «Встречают по одежке, а провожают по уму». Данная поговорка как нельзя ярко подчеркивает необходимость интеллектуального развития. Напишите те области знаний, в которых вам бы хотелось развиваться. Приступите к выполнению плана равзития немедленно! Чем больше вы будете знать и уметь, тем быстрее это повысит ваш социальный статус. Людям интересны личности, прежде всего.

Поработайте над постановкой голоса и дикции. Немаловажным аспектом является то, как звучит наш голос. Зачастую, людям важнее как вы что-то сказали, а не сам смысл высказывания. Красивый голос звучит изнутри, естественно. Он как бы льется из груди и немного низкий. Найдите информацию о том, какие нужно сделать для этого упражнения и выполняйте их каждый день.

Преодолевайте социальные страхи. Теперь, когда вы хорошо поработали над собой, начинайте заводить социальные контакты. Сейчас это сделать не составляет никакого труда. Вы можете это делать на любых собраниях, мероприятиях, концертах, вечеринках и т.д. Посещайте все места, которые будут способствовать повышению вашего социального статуса . Заводите нужные и приятные знакомства. И через какое-то время вы сможете удивительным образом изменить весь свой стиль жизни.

Видео по теме

Если вы хотите, чтобы ваш профиль Вконтакте выводился первым в поисковых запросах, или стремитесь получить определенные права в приложениях, то необходимо повысить свой статус . Выполнить это можно несколькими способами, начиная от заполнения подробной информации о себе и заканчивая покупкой рейтинга.

Инструкция

Зайдите в свой профиль Вконтакте. Под вашей фотографией имеется шкала с процентами, которая соответствует вашему статусу в социальной сети. Для увеличения рейтинга под шкалой имеются определенные рекомендации. Щелкните на них и выполните требуемые действия.

Нажмите на кнопку «Редактировать страницу» и проверьте заполненность профиля. Чем больше информации у вас указано, тем более у вас будет высокий статус. Стоит отметить, что с обновлениями сети Вконтакте нередко добавляются и новые пункты в анкете, поэтому время от времени проверяйте данную информацию. При полностью заполненной личной информации вы получите 20% к рейтингу, за учебные заведения – еще 20%, контактная информация – 10% и любимые места – 10%. Если у вас не стоит аватар, то также поставьте его, поскольку он дает 25% к статусу.



В продолжение темы:
Android

Популярная социальная сеть ВКонтакте позволяет находить новых друзей и держать контакт со всеми близкими. Помимо этого, каждый пользователь может делиться собственными...