Тема: Работа с информационными и образовательными ресурсами. Применение метода информационного ресурса в образовательном процессе Работа с информационными ресурсами

Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации

Выбор информационных ресурсов зависит от информационной потребности, конечной цели, которая ставится при поиске информации.

Информационные ресурсы можно анализировать на основе критериев:
назначение (цель) - развлечение, познание, учение;
информативность - полнота, количество конкретных фактов и сведений;
достоверность - наличие справочного аппарата, наличие примеров, ссылки на подтверждение фактов;
объем текста - краткий, подробный;
язык текста - образный, научный, разговорный;
способ подачи материала - стиль речи, оформление, характер иллюстраций.

Особенности различных типов и видов информационных ресурсов. Справочная литература


Справочная литература - это словари, справочники и энциклопедии.

Справочная литература содержит краткую и точную информацию о предметах и явлениях. Особенностью справочных изданий является алфавитное расположение сведений, краткость, сжатость изложения, строгость языка.


Словарь - это издание, содержащее собрание слов, систе¬матизированное в алфавитном, тематическом порядке или по другому признаку с пояснением, толкованием или переводом на другой язык.

Словари бывают филологические, энциклопедические, терминологические. Филологические словари предлагают сведения об ударении, написании, произношении, происхождении, толковании слов.

В орфографических словарях показано, как правильно писать то или иное слово. Слово «орфографический» образовано от греческих слов «орфос» - правильно и «граф» - пишу.

Толковые словари - объясняют происхождение слов. Толковый словарь отличается от орфографического тем, что в нем содержится краткое толкование значения каждого слова, приво¬дятся примеры употребления слова в речи.

Словарь иностранных слов включает те слова, которые пришли к нам из чужих языков. Словарь не только толкует значение того или иного слова, но и дает разные другие сведения об этом слове.

Этимологический словарь рассказывает о происхождении слов, их древнем значении.

В терминологических словарях заключены термины любой науки, включающие строго ограниченный комплекс сведений. К терминологическим словарям можно отнести энциклопедические словари.

Энциклопедические словари - научное справочное издание, представляющее собой систематизированный свод знаний в какой-либо области. Объектом описания энциклопедических словарей являются, главным образом, научные понятия, термины, исторические события, персоналии, географические реалии и т.п.

Пользоваться словарями очень легко. Все слова расположены в алфавитном порядке.

Энциклопедия означает «круг знаний». Это научное или научно-популярное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний. В них достаточно кратко излагаются сведения обо всем, что известно людям.

Энциклопедии бывают: отраслевые и универсальные. Можно отметить, что энциклопедии бывают большие - несколько десятков томов (БСЭ), малые (10-12 томов), краткие (3-4 тома).

Информация в энциклопедиях располагается по алфавиту или систематически.

Универсальная энциклопедия содержит наиболее существенную информацию по всем областям знания. Отраслевые (тематические) энциклопедии предлагают объяснение понятий, явлений, персоналий, связанных с одной наукой или темой.

Электронные словари, справочники, энциклопедии.

Сегодня стремительное распространение получают электронные ресурсы и документы. Что же это такое? Электронный документ - документ, в котором информация закодирована в специальной форме для использования ее с помощью компьютеров.

Особенностью электронных ресурсов является использование гипертекста, то есть такой формы организации текстового, графического материала, при которой его смысловые единицы представлены не в линейной последовательности, а как система возможных переходов между ними. Что это означает? Чем отличается гипертекст от обычного текста?

Обычный текст (такой, как в книжке) расположен в линейной последовательности, т.е. за первой страницей следует вторая, за второй третья и так далее.

Гипертекст имеет нелинейную (произвольную) структуру. Его можно листать не только подряд, а в произвольном порядке. Например, с первой страницы можно перейти сразу на любую другую - тридцать седьмую, пятьдесят девятую или самую последнюю, а оттуда можно вернуться на первую и т.д. Кроме того, в таком тексте могут быть гиперссылки, которые связывают различные понятия и позволяют найти связанную информацию быстро и сразу.

Чем удобны электронные ресурсы? Они предоставляют возможность сверхбыстрого поиска информации, поддержку аудио, видео и анимации, предлагают интерактивные функции.

Существуют электронные справочные издания, которые называются ресурсами локального доступа. Это мультимедийные диски (CD-ROM, DVD), основу которых составляет электронный текст, графика, видео и звук, связанные системой гиперссылок (переходов) и их можно использовать на одном компьютере.

Сегодня на мультимедийных дисках есть электронные словари, справочники, энциклопедии.

Электронные справочники - это совокупность материалов разнообразного формата (от схем и диаграмм до художественных фильмов).

Электронные энциклопедии - это электронные страницы с текстами и графическими изображениями классического энциклопедического характера.

Главное преимущество такой энциклопедии перед обычными бумажными формами – мощная система поиска информации, основанная на специальных программных алгоритмах поиска, электронные каталоги, функция поиска связанной информации, поддержка видео и анимации, и, безусловно, небольшой физический объем. 50 томов энциклопедии умещаются на одном диске.

К недостаткам можно отнести некоторый дискомфорт, который испытывает пользователь при чтении текстов с экрана монитора, и необходимость очень бережного обращения с дисками.

Ресурсы удаленного доступа (оn-line) - это те, которые можно найти в Интернете.
Например некоторые справочные ресурсы, такие как:
Рубрикон http://www.rubricon.com/
Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru


Либо электронные библиотеки, которые представляют собой распределенную информационную систему, позволяющую надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечногопользователя виде.

Например:
Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru
Библиотека Мошкова http://lib.ru
Научная электронная библиотека http://elibrary.ru

Как правило, электронные базы данных располагают панелью управляющих элементов для функций, доступных в любой момент сеанса поиска. Однако, в зависимости от базы, в которой проводится поиск, число функций может меняться. Для облегчения поиска используйте сервисную панель управления или окно базового поиска (Basic Search)ю в них обычно содержится подсказка, облегчающая задачу параметров поиска.

Функция "Режимы поиска" вводит ограничения по поисковым признакам (базам данных, терминам, хронологическому охвату и т.п.). Например, в ЭБСКО доступны 4 режима работы:

Стандартный поиск (Standard Search)

Поиск по всем терминам (All Words)

Поиск по точной фразе (Exact Phrase)

Поиск по любому из введенных терминов (Any Words) .

Как мы уже отмечали выше, электронные ресурсы позволяют совершать поиск по их контенту с использованием логических операторов. Логические поисковые операторы - это AND, OR, и NOT. Использование этих операторов позволяет создать очень расширенный, либо, наоборот, очень конкретизированный запрос.

Оператор AND (и) объединяет поисковые термины таким образом, что каждый результат поиска содержит все заданные термины. Например, travel AND Europe приведет к выбору документов, содержащих одновременно оба термина.

Оператор OR (или) сочетает поисковые термины таким образом, что каждый результат поиска содержит, по крайней мере, один из заданных терминов. Например, college OR university проведет подбор документов, содержащих либо college, либо university.

Оператор NOT (нет) исключает термины таким образом, что ни один из результатов не будет содержать термины, заданные в запросе после него. Например, запрос television NOT cable приведет к результатам, которые будут содержать термин television, но не cable.

Используя логические операторы, сформулируйте запрос по теме своей работы на английском языке.

В случае, когда пользователь затрудняется точно сформулировать запрос, используются заменяющий символ (?) и символ усечения (*)

Символы усечения и замены применяются для формирования запроса слов с неизвестными буквами, вариантами написания или разными окончаниями. Примечание: Заменяющий символ, также как и символ усечения нельзя использовать в качестве первой буквы поискового термина.

Замена буквы производится вопросительным знаком (?). Для применения этого символа, введите поисковые термины и замените каждую неизвестную букву знаком "?". Система произведет подбор результатов, содержащих варианты данного буквенного сочетания, заменяя знак "?" буквой. Например, напечатайте ne?t для получения всех ссылок, содержащих слова neat, nest, или next. Однако, система не проводит поиск слова net, поскольку одна буква заменена символом "?".

Усечение обозначается звездочкой (*). Для применения усечения, введите основу поискового термина и замените окончание звездочкой "*". Система проведет поиск всех возможных форм данного слова. Например, напечатайте comput* для поиска слов computer

Символ? или * можно использовать в начальной, конечной или средней части слова, но не больше одного раза в одном слове. Эти знаки заменяют неопределенную последовательность знаков в слове, шифре, числе. Например: по запросу?механический будет найдено: механический, биомеханический, геомеханический, микромеханический, котельно-механический, электромеханический; при поиске по автору котов? - будет найдено: Котов, Котова, Котовский с различными именами и отчествами. При отсутствии знака? в конце фамилии будут найдены только авторы с фамилией Котов.

При поиске по слову, имеющему варианты написания, в том случае, когда один вариант написания представлен большим количеством букв, чем другой можно использовать символ #. При поиске будут найдены все записи с имеющимися вариантами слова. При этом в найденном слове на месте символа # может не оказаться ни одного знака. Например, по запросу colo#r будут найдены записи и со словом color и со словом colour; а по запросу штут#гарт - Штуттгарт и Штутгарт. Когда варианты написания слова различаются одной буквой используют символ!. Например, по запросу wom!n будут найдены записи, содержащие и слово woman и слово women, а по запросу конверт!р - конвертер и конвертор. Этот символ удобно применять, если Вы сомневаетесь, какая буква стоит на конкретном месте в поисковом слове в нужных записях.

Следующие примеры демонстрируют разницу между функциями символов?, #, !:

если задано слово пан#ев, то будут найдены Панаев, Паниев, Панев, Пантев, но не Паничев;

если задано слово пан!в, то Панов и Панев, но не Панков, Панкратов или Панаев.

Символ % с последующим числом можно поставить между двумя словами, чтобы показать желаемый интервал, внутри которого эти слова должны встречаться в искомом тексте, т.е. число в запросе означает, сколько слов (без союзов) между указанными словами может быть в найденной записи. Порядок слов при этом не имеет значения. Например, по запросу для поиска по заглавиям психология %1 семьи будут найдены записи, содержащие заглавия: Психология семьи; Психология современной семьи; Психология и психотерапия семьи; Здоровье всей семьи: Психология. Физическое здоровье. Воспитание, но не будут найдены заглавия: Психология воспитательного влияния семьи на ребенка; Психология и психотерапия брака и семьи; Здоровье всей семьи: Физическое здоровье. Психология. Воспитание.

Символ! с последующим числом можно поставить между двумя словами, чтобы показать желаемый интервал, внутри которого эти слова должны встречаться в искомом тексте в порядке ввода, т.е. число в запросе означает, сколько слов (без союзов) между указанными словами может быть в найденной записи. При этом слова в записи должны стоять в той же последовательности, как и в запросе. В этом случае по запросу для поиска по заглавиям психология!2 семьи будут найдены записи, содержащие заглавия: Психология семьи; Психология современной семьи; Психология и психотерапия семьи; Психология и психотерапия брака и семьи, но не заглавия: Здоровье всей семьи: Психология. Физическое здоровье. Воспитание.

Модуль «Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации»

7-ой класс


Цели:
- расширение знаний об особенностях использования различных информационных ресурсов;
- углубление знаний о различных методах обработки информации;
- формирование умений и навыков поиска, оценки, обработки и использования информации;

Содержание:

Особенности использования информационных ресурсов на электронных носителях. Гипертекст. Электронные словари, справочники, энциклопедии. Достоинства и недостатки электронных носителей информации.
Информация на традиционных носителях. Основные виды изданий: периодические, непериодические. Основные типы литературы: учебная, справочная, научная, научно-популярная, художественная.
Справочная литература. Типы справочных изданий для учащихся. Энциклопедии универсальные и отраслевые. Справочный аппарат энциклопедий. Словари, их назначение, структура и принципы работы с ними.

Понятия:
научно-справочный аппарат книги, библиографические ссылки, библиографический список, гипертекст, электронные издания.

Умения и навыки:
- оценка, обработка и использование информационных ресурсов на различных носителях;
- использование справочных изданий;

Особенности различных типов и видов информационных ресурсов. Справочная литература

Задачи:

Научить идентифицировать информационные ресурсы;
- сформировать умения работы со справочными изданиями.

Оборудование:
словари, справочники, энциклопедии, журналы, художественная литература для выполнения заданий.

Форма организации занятий: лекция, практическое занятие, показ презентации .

Предварительная подготовка:
перед занятием библиотекарь подбирает максимально возможное количество информационных ресурсов для работы (печатных и электронных): справочные издания, научно-популярные издания, где можно найти необходимые данные.

Ход занятия

Слайд 2 . Обучающимся предлагается ответить на вопрос «Для чего нам нужна информация?» и вместе с ними выделяются цели использования информации: расширение кругозора; учебная деятельность - подготовка домашнего задания; приобретение новых знаний; приобретение навыков доступа к информации, развлечение (времяпрепровождение), отдых и др.

Слайд 3 . Особенности различных типов литературы.
Предлагается сравнить информацию в различных ресурсах и посмотреть, влияет ли цель и назначение информации на стиль её изложения.

(Обучающиеся получают различные информационные ресурсы - словари, энциклопедии, научно-познавательные издания, журналы, художественное произведение и одинаковое задание).

Главная цель - напомнить о том, что информация подается по-разному в различных типах информационных ресурсов. После анализа ответов делается вывод о том, что выбор информационных ресурсов зависит от информационной потребности, конечной цели, которая ставится при поиске информации.

Информационные ресурсы можно анализировать на основе критериев:
назначение (цель) - развлечение, познание, учение;
информативность - полнота, количество конкретных фактов и сведений;
достоверность - наличие справочного аппарата, наличие примеров, ссылки на подтверждение фактов;
объем текста - краткий, подробный;
язык текста - образный, научный, разговорный;
способ подачи материала - стиль речи, оформление, характер иллюстраций.

Слайд 4. Справочная литература.
Подробно рассматриваются различные типы литературы и переходят к разговору о справочной литературе.
Справочная литература - это словари, справочники и энциклопедии. Справочная литература содержит краткую и точную информацию о предметах и явлениях. Особенностью справочных изданий является алфавитное расположение сведений, краткость, сжатость изложения, строгость языка.

Слайд 5, 6. Словарь - это издание, содержащее собрание слов, систе¬матизированное в алфавитном, тематическом порядке или по другому признаку с пояснением, толкованием или переводом на другой язык.
Словари бывают филологические, энциклопедические, терминологические. Филологические словари предлагают сведения об ударении, написании, произношении, происхождении, толковании слов.
В орфографических словарях показано, как правильно писать то или иное слово. Слово «орфографический» образовано от греческих слов «орфос» - правильно и «граф» - пишу.
Толковые словари - объясняют происхождение слов. Толковый словарь отличается от орфографического тем, что в нем содержится краткое толкование значения каждого слова, приво¬дятся примеры употребления слова в речи.
Словарь иностранных слов включает те слова, которые пришли к нам из чужих языков. Словарь не только толкует значение того или иного слова, но и дает разные другие сведения об этом слове.
Этимологический словарь рассказывает о происхождении слов, их древнем значении.
В терминологических словарях заключены термины любой науки, включающие строго ограниченный комплекс сведений. К терминологическим словарям можно отнести энциклопедические словари.
Энциклопедические словари - научное справочное издание, представляющее собой систематизированный свод знаний в какой-либо области. Объектом описания энциклопедических словарей являются, главным образом, научные понятия, термины, исторические события, персоналии, географические реалии и т.п.
Пользоваться словарями очень легко. Все слова расположены в алфавитном порядке.

(Каждый обучающийся выбирает себе одно единственное слово. Он должен найти это слово в различных словарях, объяснить его правописание, значение, происхождение).


Слайд 7. Энциклопедия означает «круг знаний». Это научное или научно-популярное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний. В них достаточно кратко излагаются сведения обо всем, что известно людям.
Энциклопедии бывают: отраслевые и универсальные. Можно отметить, что энциклопедии бывают большие - несколько десятков томов (БСЭ), малые (10-12 томов), краткие (3-4 тома).
Информация в энциклопедиях располагается по алфавиту или систематически.

Слайд 8 . Универсальная энциклопедия содержит наиболее существенную информацию по всем областям знания. Отраслевые (тематические) энциклопедии предлагают объяснение понятий, явлений, персоналий, связанных с одной наукой или темой.

(Каждый обучающийся выбирает себе имя знаменитого человека. Он должен найти ответы на вопросы: «В какой стране этот человек родился?», «Когда родился?», «Почему стал знаменитым?», «Назовите два самых известных произведения (открытия и т.п.)». Вариантом задания может стать следующее: школьникам предлагается пойти к полкам со справочной литературой и составить список всех энциклопедий, которые есть в библиотеке).


Слайд 9. Электронные словари, справочники, энциклопедии.
Сегодня стремительное распространение получают электронные ресурсы и документы. Что же это такое? Электронный документ - документ, в котором информация закодирована в специальной форме для использования ее с помощью компьютеров.
Особенностью электронных ресурсов является использование гипертекста, то есть такой формы организации текстового, графического материала, при которой его смысловые единицы представлены не в линейной последовательности, а как система возможных переходов между ними. Что это означает? Чем отличается гипертекст от обычного текста?
Обычный текст (такой, как в книжке) расположен в линейной последовательности, т.е. за первой страницей следует вторая, за второй третья и так далее.
Гипертекст имеет нелинейную (произвольную) структуру. Его можно листать не только подряд, а в произвольном порядке. Например, с первой страницы можно перейти сразу на любую другую - тридцать седьмую, пятьдесят девятую или самую последнюю, а оттуда можно вернуться на первую и т.д. Кроме того, в таком тексте могут быть гиперссылки, которые связывают различные понятия и позволяют найти связанную информацию быстро и сразу.
Чем удобны электронные ресурсы? Они предоставляют возможность сверхбыстрого поиска информации, поддержку аудио, видео и анимации, предлагают интерактивные функции.

Слайд 10. Существуют электронные справочные издания, которые называются ресурсами локального доступа. Это мультимедийные диски (CD-ROM, DVD), основу которых составляет электронный текст, графика, видео и звук, связанные системой гиперссылок (переходов) и их можно использовать на одном компьютере. Сегодня на мультимедийных дисках есть электронные словари, справочники, энциклопедии.
Электронные справочники - это совокупность материалов разнообразного формата (от схем и диаграмм до художественных фильмов).
Электронные энциклопедии - это электронные страницы с текстами и графическими изображениями классического энциклопедического характера.

Слайд 11. Главное преимущество такой энциклопедии перед обычными бумажными формами – мощная система поиска информации, основанная на специальных программных алгоритмах поиска, электронные каталоги, функция поиска связанной информации, поддержка видео и анимации, и, безусловно, небольшой физический объем. 50 томов энциклопедии умещаются на одном диске.
К недостаткам можно отнести некоторый дискомфорт, который испытывает пользователь при чтении текстов с экрана мо¬нитора, и необходимость очень бережного обращения с дисками.

Слайд 12. Ресурсы удаленного доступа (оn-line) - это те, которые можно найти в Интернете.
Показать некоторые справочные ресурсы, которые можно найти в Интернете, например:
Рубрикон http://www.rubricon.com/
Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru

(Библиотекарь демонстрирует алгоритм поиска информации в справочных ресурсах, комментируя каждый шаг. Каждый обучающийся должен найти в электронных справочных ресурсах «свое» слово и ответить на вопрос: есть ли какие-то отличия между поиском в бумажных и электронных ресурсах)


После работы над заданием выделяются достоинства и недостатки электронных справочных ресурсов удаленного доступа.
Достоинства: быстрый доступ, возможность работать с материалами на своем компьютере.
Недостатки: дискомфорт, который испытывает пользователь при чтении текстов с экрана монитора; уязвимость электронных носителей информации; определенная нестабильность Интернет-ресурсов - сегодня ресурс есть, завтра он исчез.

(В качестве закрепления материала предлагается задание - найти ответы по интересующим обучающихся вопросам, используя справочную литературу (печатную и электронную). После выполнения задания озвучить: каким ресурсом они пользовались. Работа над заданием может быть как индивидуальной, так и парной).

Работа учащихся с книгой, учебником, справочной, научно-популярной и учебной литературой в дидактике считается одним из важнейших методов обучения. В настоящее время к этим источникам можно в полной мере добавить и электронные издания и ресурсы. Главное достоинство этого метода — возможность для обучающегося многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебная литература и мультимедиа-средства успешно выполняют все дидактические функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. Наибольшее распространение получили два вида работы с информационными ресурсами: на уроке, под руководством учителя и самостоятельная работа с целью закрепления и расширения знаний.

Метод работы с учебной литературой и ОЭИ эффективно применяется в школе. Однако в условиях информационного взрыва ценность учебной литературы приходится все время пересматривать.

Для стремительно развивающихся информационных технологий сети Интернет данная проблема становится чрезвычайно актуальной. Кроме того, коммерциализация Интернет способствует «выбрасыванию» на рынок печатной продукции низкого качества. Это положение ставит учителя перед большой проблемой: на какие информационные ресурсы опираться при изложении учебного материала, что порекомендовать ученикам для самостоятельного изучения и закрепления знаний.

Еще одним немаловажным фактором выступает то, что современные гипермедиа-технологии, реализованные в сети Интернет, позволяют связывать между собой разрозненную мультимедиа-информацию, находящуюся на различных серверах, производить ее структуризацию, создавая тем самым целостный информационный ресурс, размеры которого могут быть в принципе не ограничены.

Таким образом, задача учителя, использующего метод информационного ресурса,— подобрать нужные ресурсы и сориентировать в них школьников.
Основные отличия данного метода от стандартных методов программированного обучения и метода работы с литературой состоят в следующем:

используемые ОЭИ находятся на различных серверах в сети Интернет;
количество информационных ресурсов и связей между ними может быть практически неограниченным;
система подачи информации с помощью гипертекста позволяет обучаемому находить собственную траекторию прохождения учебного материала, углублять и расширять знания по своему желанию и возможностям;
гипермедиа-технологии, использующиеся в сети Интернет, позволяют при необходимости встраивать в учебный материал иллюстрации, анимацию, видеоролики, озвучивать информацию.

Основная цель использования метода информационного ресурса -закрепление и расширение теоретических знаний путем ориентации школьника в огромном количестве самой разнообразной информации, которая ему необходима и удовлетворяет его познавательные потребности.

Деятельностью ученика при использовании метода информационного ресурса управляет учитель — это сообщение конкретных знаний, подборка и систематизация информационных ресурсов с целью закрепления и расширения знаний, а также проведение контроля знаний обучаемых. Это определяет учебно-контролирующую деятельность учителя.

К недостаткам метода информационного ресурса можно отнести значительные затраты времени как со стороны учителя, связанные со сбором и структуризацией ОЭИ, повышенным требованием к качеству используемых средств ИКТ в процессе обучения, единообразность ресурсов (сходные интерфейс и навигация), так и со стороны ученика: навигация, просмотр, чтение и т. д.

Достаточно эффективным методом обучения, реализация которого целесообразна с использованием средств ИКТ, является дидактическая игра. Существует несколько достаточно важных особенностей, которые необходимо учитывать при использовании метода игр в информатизированном обучении школьников. При организации игры на уроке с использованием средств ИКТ важно продумать, в каком темпе она будет проводиться. Игра должна быть динамичной, поэтому недопустимы пространные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка. Необходимо хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, четко представлять их цель, соблюдать определенный темп, представляя школьникам относительно большую самостоятельность.

Дидактические игры, проводимые с использованием средств ИКТ, могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Другие, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению школьников с разным уровнем знаний.

Через игру учащийся познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала. Применяемый на уроках игровой прием должен находиться в тесной связи с используемыми средств ИКТ, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер.

Игра стимулирует формирование, наряду с партнерскими отношениями, чувства внутренней свободы, ощущения дружеской поддержки и возможности оказания в случае необходимость помощи своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения.

Игра позволяет смягчить проявление авторитарной позиции педагога, уравнивает в правах всех участников. Это очень важно для получения социального опыта, в том числе взаимоотношений с взрослыми людьми. Наличие определенных игровых ограничений развивает способности играющего к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли. В игре ребенок сталкивается с целым набором различных правил, которые ему необходимо понять, сознательно принять, а в дальнейшем, несмотря на трудности, моделируемые в ходе игры, неукоснительно выполнять.

У школьника, начиная с младшей школы, четко обозначен игровой дефицит — при желании играть, ребенок не находит возможности для удовлетворения этого стремления на уроках. Поэтому, давая школьнику возможность участвовать в серии ролевых и деловых игр, учитель активизирует его, изменяет мотивацию ребенка на личностно значимую.
В старших классах школы игра с применением информационных и коммуникационных технологий рассматривается как возможность учащихся проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания школы. Наибольшую возможность для этого предоставляют деловые игры. Содержательная сторона игры приобщает участников к жизни. Игра позволяет участникам «делать ошибки» и, анализируя их, видеть причины и последствия таких действий. Это в полной мере отвечает потребностям школьников «быть взрослыми».

Цель: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью; овладеть методами работы с программным обеспечением.

Теоретические сведения к лабораторной работе

Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».

«Информационный ресурс– это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.

Таким образом, информационные ресурсы– это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.

ИРО в узком смысле слова– это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

Что же касается информационных ресурсов , то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.

Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

    тематика хранящейся в них информации;

    форма собственности– государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;

    доступность информации– открытая, закрытая, конфиденциальная;

    принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической;

    источник информации– официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;

    назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;

    форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

    вид носителя информации– бумажный, электронный.

Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Классификацию субъектов информационной деятельности произведем следующим образом:

    субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы- преподаватель, студент);

    субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);

    субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);

    субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).

К образовательным электронным ресурсам можно отнести:

    учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),

    учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),

    научно-методические (диссертации, кандидатские работы),

    дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),

    системы тестирования (тесты– электронная проверка знаний),

    электронные полнотекстовые библиотеки;

    электронные периодические издания сферы образования;

    электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,

    электронные архивы выпусков.



В продолжение темы:
Android

Популярная социальная сеть ВКонтакте позволяет находить новых друзей и держать контакт со всеми близкими. Помимо этого, каждый пользователь может делиться собственными...