Жкх что нового будет в году. Новые федеральные законы в сфере ЖКХ

Быстрее всего граждане заметят традиционное повышение тарифов за жилищно-коммунальные услуги. Так, с 1 июля в Москве вырастет тариф на холодную воду на 7,2%, до 35,40 руб./куб. м. Сегодня он составляет 33,03 руб. за кубометр. Стоимость горячей воды возрастет на 10,6% и составит 180,55 руб./куб. м. Также возрастут розничные цены на газ на 3,9% (6,40 руб./куб. м.). Кроме того, вырастет минимальный размер взноса на капитальный ремонт в Москве до 17 руб. за квадратный метр площади помещения вместо 15 руб., взимаемых на данный момент. Помимо этого, в силу вступает целый ряд нововведений, которые изменят привычные механизмы работы в сфере ЖКХ. Уже в конце 2016 года был подготовлен ряд законопроектов, которые также могут существенно повлиять на отрасль.

«Грядущие изменения в сфере ЖКХ в 2017 году носят весьма противоречивый характер. С одной стороны, часть законодательных инициатив связана непосредственно с обеспечением прав и законных интересов собственников помещений, улучшением их социальных гарантий. С другой стороны, факт непременного повышения цен на жилищно-коммунальные услуги создает существенные финансовые трудности для многих категорий жильцов и в конечном итоге становится тяжким бременем для малообеспеченных граждан», — считает Илья Шахмейстер, юрист HEADS Consulting.

Руководитель проекта «Школа грамотного потребителя», также признал, что работа идет в двух направлениях: с одной стороны, потребителям идут навстречу, с другой — прописывается ответственность как для потребителей, так и для поставщиков услуг.

«Главное не то, что вводятся штрафы, а то, что будет неотвратимость наказания, ничего не должно спускаться на тормозах»,

— отметил эксперт.

Новые строки в платежках

Если говорить об изменениях, которые должны защитить потребителей от произвола, то можно выделить следующие новации. С 1 января плата за содержание и ремонт дома переходит в состав платы за содержание жилого помещения и расходов на оплату коммунальных услуг, используемых для содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД). Напомним, что ранее это планировали сделать еще в апреле 2016-го, но перенесли на этот год.

Как пояснил Александр Козлов, перенос строки в платежках позволит начать регулировать начисление платы за общедомовые нужды (ОДН). Сюда входит плата за коммунальные услуги (за холодную и горячую воду, электро- и теплоэнергию, газоснабжение и водоотведение), которые идут на содержание мест общего пользования в доме (освещение в подъезде и т.п.).

«Если раньше плата начислялась практически бесконтрольно — известны случаи, когда управляющие организации выставляли счета за содержание дома, превосходящие счета за индивидуальное потребление в квартирах, — то сейчас все это будет регулироваться внутри коммунальной сферы и тарифы будут сдерживаться», — отмечает эксперт.

Еще одна строка перейдет из жилищной услуги в коммунальную — вывоз мусора.

Стоит отметить, что власти уже давно пытаются навести порядок и расчистить завалы в этой сфере. Согласно Федеральному закону №458-ФЗ твердые бытовые отходы уже переквалифицированы в твердые коммунальные, и с ними, соответственно, прописали новые методы работы. Предполагается, что тариф будет оплачиваться как по нормативам с каждого проживающего, так и по объему мусора. Таким образом планируется стимулировать раздельный сбор мусора: чем больше мусора можно будет вторично переработать, тем ниже будет плата. Помимо этого, предполагается, что регионы будут создавать собственных операторов, которые будут регулировать сферу переработки мусора.

«Пока это не носит обязательного характера, регионы, которые уже готовы, получат в этом году возможность начать работать по-новому, создавать новые схемы работы, назначат операторов. Известно, что эта сфера крайне непрозрачна, много несанкционированных свалок и т.п., давно требовалась тотальная ревизия», — отмечает Козлов.

На этот год также запланирован полноценный запуск системы «ГИС ЖКХ». Это единый информационный ресурс, который позволит жильцам совершать платежи онлайн, следить за информацией о деятельности своих управляющих, стоимости услуг, кредиторской задолженности, тарифах и т.п. Впрочем, стоит отметить, что сроки уже неоднократно переносились. Как отметил Козлов, после запуска «ГИС ЖКХ» в системе коммунального хозяйства «наступит переворот» и все процессы станет гораздо проще контролировать.

Капремонт льготам не помеха

Помимо этого, был выдвинут ряд обнадеживающих законопроектов.

«Так, правительство разместило законопроект, в котором предлагается сделать лицензируемой энергосбытовую деятельность, а также создать специальный реестр энергосбытовых компаний, с которым потребитель сможет ознакомиться на официальном сайте ведомства. По мнению правительства, указанные изменения поспособствуют улучшению качества работы энергосбытовых организаций», — говорит Илья Шахмейстер.

Как рассказал юрист, другая законодательная инициатива поступила от одного из депутатов , который

предлагает начиная с января 2017 года не учитывать в составе платы за жилое помещение взносы на капитальный ремонт.

«Данный законопроект вовсе не предусматривает отмену обязательных взносов на капитальный ремонт дома. По мнению парламентария, основной целью законопроекта является пресечение практики, при которой собственники, имеющие задолженность по оплате капремонта, не могут получить льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», — поясняет юрист.

19 декабря 2019 , Спорт высших достижений и массовый спорт О государственном регулировании стоимости гостиничного обслуживания в Санкт-Петербурге на время проведения чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года Постановление от 9 декабря 2019 года №1622. Установлена максимальная стоимость гостиничного обслуживания в Санкт-Петербурге на срок, начинающийся за 10 календарных дней до дня проведения в городе первого матча UEFA Евро 2020 и заканчивающийся через 10 календарных дней после дня проведения последнего матча.

17 декабря 2019 , Железнодорожный транспорт Уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» увеличен в целях комплексного развития участка Междуреченск – Тайшет Красноярской железной дороги Распоряжение от 14 декабря 2019 года №3048-р, постановление от 16 декабря 2019 года №1687. Уставный капитал ОАО «РЖД» увеличен на 8,23 млрд рублей в целях комплексного развития участка Междуреченск – Тайшет Красноярской железной дороги. Соответствующие средства в федеральном бюджете предусмотрены.

17 декабря 2019 , Автомобилестроение и спецтехника Утверждён план реализации Стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 года Распоряжение от 7 декабря 2019 года №2942-р. Планом, в частности, предусматривается создание механизмов, стимулирующих реализацию НИОКР, развитие производства автомобильных компонентов в России, использование локально произведённых компонентов российскими автопроизводителями, интеграцию российских поставщиков компонентов в глобальные цепочки поставок.

16 декабря 2019 , Оборот лекарств, медицинских изделий и субстанций Об изменениях в системе государственной регистрации и перерегистрации предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов Постановление от 16 декабря 2019 года №1683. В частности, утверждены Правила обязательной перерегистрации в 2019–2020 годах зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включённые в перечень ЖНВЛП. Определён порядок расчёта предельной отпускной цены на лекарственный препарат при её перерегистрации в целях снижения.

16 декабря 2019 , Моногорода Принято решение о создании территории опережающего развития «Тулун» в Иркутской области Постановление от 16 декабря 2019 года №1682. Создание ТОР «Тулун» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

16 декабря 2019 , Общие вопросы промышленной политики О государственной поддержке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации инновационных проектов Постановление от 12 декабря 2019 года №1649. Субсидии из федерального бюджета будут предоставляться в целях стимулирования инновационной деятельности организаций, основанной на проведении НИОКР по современным технологиям, непосредственно связанных с последующим созданием и адаптацией под требования отдельных рынков, производством и реализацией конкурентоспособной промышленной продукции в рамках реализации инновационных проектов.

16 декабря 2019 , Жилищная политика, рынок жилья Установлены особенности выплаты в 2020–2022 годах денежной компенсации за наём жилых помещений отдельным категориям военнослужащих Постановление от 16 декабря 2019 года №1681. С целью усиления социальной защиты солдат, сержантов, матросов или старшин и членов их семей предусматривается выплачивать им денежную компенсацию за наём жилых помещений по аналогии с размерами выплат офицерам, прапорщикам и мичманам.

16 декабря 2019 , Медиасфера. Интернет Утверждены правила выбора муниципального обязательного общедоступного телеканала и порядок его трансляции Постановления от 10 декабря 2019 года №1630, №1631. Принятые решения будут способствовать информационному обеспечению населения программами, освещающими вопросы местного значения, в чём заинтересованы и вещатели муниципальных обязательных общедоступных телеканалов, и операторы связи.

14 декабря 2019 , Общие вопросы культурной политики О совершенствовании системы премирования в области культуры Постановление от 11 декабря 2019 года №1640. С 2020 года ежегодно будут присуждаться шесть премий Правительства России за значительный вклад в развитие российской культуры творческим работникам и деятелям культуры, премия имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства, пять премий «Душа России» за вклад в развитие народного творчества, семь премий имени А.В.Луначарского за значительный вклад в развитие российской культуры.

14 декабря 2019 , Инвалиды. Безбарьерная среда Утверждён перечень специализированных продуктов питания для детей-инвалидов на 2020 год Распоряжение от 11 декабря 2019 года №2984-р. В перечень включены 76 специализированных продуктов для диетического лечебного питания детей-инвалидов, больных орфанными заболеваниями. В 2016 году такой перечень включал 54 продукта, в 2017 году – 69 продуктов, в 2018 году – 71 продукт, в 2019 году – 75 продуктов.

13 декабря 2019 , Вопросы организации и качества услуг в социальной сфере Утверждён план реализации II этапа Национальной стратегии действий в интересах женщин Распоряжение от 7 декабря 2019 года №2943-р. План включает 21 укрупнённое мероприятие, направленное на решение приоритетных задач, поставленных в Национальной стратегии действий в интересах женщин.

12 декабря 2019 , Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» О государственной поддержке цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Постановление от 5 декабря 2019 года №1598. Установлен порядок предоставления из федерального бюджета субсидий в рамках поддержки проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий, с применением льготного кредитования.

12 декабря 2019 , Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом Утверждён план реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2020–2022 годы Распоряжение от 4 декабря 2019 года №2917-р. Реализация плана позволит создать условия для добровольного переселения в Россию в 2020–2022 годах 197,5 тысячи соотечественников.

12 декабря 2019 , Социальная поддержка семей с детьми Утверждён перечень субъектов Федерации, в которых в 2020 году будут софинансироваться расходные обязательства по поддержке семей в связи с рождением третьего ребёнка или последующих детей Распоряжение от 10 декабря 2019 года №2968-р. Позволит регионам с неблагоприятной демографической ситуацией продолжить в 2020 году поддержку семей при рождении третьего ребёнка или последующих детей, направленную на создание условий для повышения рождаемости.

12 декабря 2019 , Судостроение и морская техника Установлен порядок предоставления субсидий на строительство крупнотоннажных судов Постановление от 4 декабря 2019 года №1584. Принятое решение позволит сформировать новые точки роста отечественной промышленности, будет способствовать загрузке предприятий, наращиванию объёмов конкурентоспособной продукции, удовлетворению потребности внутреннего рынка в крупнотоннажных судах и созданию благоприятных условий развития судостроения в целом.

12 декабря 2019 , Миграционная политика Определена потребность в привлечении иностранных работников в 2020 году Постановление от 3 декабря 2019 года №1579. Потребность в привлечении в 2020 году иностранных работников, прибывающих в Россию на основании визы, составляет 104 993 человека – 72,6% от потребности, определённой на 2019 год.

11 декабря 2019 , Принято решение о преобразовании государственного природного заповедника «Гыданский» (Ямало-Ненецкий автономный округ) в национальный парк Постановление от 10 декабря 2019 года №1632. В границах заповедника «Гыданский» проживают коренные малочисленные народы – гыданские ненцы и энцы. В целях обеспечения их традиционной хозяйственной деятельности заповедник преобразован в национальный парк, в котором предусмотрена зона традиционного экстенсивного природопользования, в границах которой допускаются рыболовство, охота, сбор ягод и грибов.

11 декабря 2019 , Качество регионального и муниципального управления 5 млрд рублей направляются на поощрение региональных и муниципальных управленческих команд субъектов Федерации, которые достигли в 2019 году наилучших значений показателей деятельности региональных органов исполнительной власти Постановление от 7 декабря 2019 года №1614, распоряжение от 9 декабря 2019 года №2960-р. 5 млрд рублей распределены между субъектами Федерации, занимающими места с 1-го по 71-е как по сводной оценке достижения значений показателей, так и по достижению значений показателей, сгруппированных в экономический, социальный и внутриполитический блоки, в отдельности.

11 декабря 2019 , Национальный проект «Экология» Принято решение о создании национального парка «Койгородский» (Республика Коми) Постановление от 7 декабря 2019 года №1607. На территории Республики Коми будет создан национальный парк «Койгородский» общей площадью 56700,032 га. Принятое решение создаст правовые основания для обеспечения режима особой охраны природных комплексов и объектов, включённых в границы национального парка, а также будет способствовать развитию природно-ориентированного, образовательного и спортивного туризма.

11 декабря 2019 , Охрана природы. Заповедники, национальные парки Расширена территория национального парка «Земля леопарда» в Приморском крае Постановление от 3 декабря 2019 года №1578. К национальному парку отнесены земельные участки площадью 6928,28 га на полуострове Гамова, которые являются типичными местами обитания дальневосточного леопарда, имеют большое значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия южной части Приморского края.

1

Специалисты ЕИРКЦ подготовили обзор изменений в сфере ЖКХ, которые повлияют на суммы в квитанциях костромичей в новом году. Можно сразу сказать, что все они направлены на то, чтобы стимулировать установку общедомовых и индивидуальных приборов учета в домах и квартирах, а также активизировать работу управляющих компаний с собственниками жилья и нанимателями жилых помещений.

Новый порядок начисления платы за коммунальные услуги и содержание жилья в домах, находящихся в управлении УК и ТСЖ

С 1 января в составе платы за содержание жилья собственники и наниматели жилых помещений будут вносить плату за холодное и горячее водоснабжение, электрическую энергию, которые используются на содержание общего имущества дома. Размер расходов граждан будет определятся исходя из нормативов потребления на ОДН, действовавших на 1 ноября 2016 года. Для начисления данной платы решения собрания собственников не требуется. Эти деньги вносятся дополнительно к плате, установленной ранее общим собранием собственников жилья.

Что касается квитанций, которые жители региона получат в феврале, то здесь ниже строки «содержание жилого помещения» будет отражаться плата по каждому ресурсу, необходимому на содержание общедомового имущества, отдельно. Это сделано в целях более полного информирования собственников о составе затрат на оплату жилищных услуг.

В свою очередь показания общедомовых приборов учета будут использованы при расчетах управляющих компаний и ТСЖ с ресурсоснабжающими организациями. Если фактическое потребление ресурсов превысило нормативное, то затраты по оплате «сверхнормативного» объема ресурса будут возложены на исполнителя услуг.

Прежняя схема начисления платежей за ОДН, когда их размер определялся исходя из показаний общедомовых приборов учета и суммы показаний индивидуальных приборов учета, сохраняется лишь для многоквартирных домов с непосредственным способом управления, либо МКД, собственники которых не выбрали или не реализовали выбранный способ управления.

Перерасчет в связи с временным отсутствием

С 1 января существенно меняется порядок проведения перерасчетов за коммунальные услуги при временном (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном прибором учета.

Раньше в течение 30 дней после прибытия потребителю достаточно было написать заявление о том, что он не проживал в квартире в течение определенного времени, и приложить следующие документы, подтверждающие продолжительность временного отсутствия:

  • а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;
  • б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;
  • г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
  • д) справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания;
  • е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
  • ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

С 2017 года перерасчет платы за коммунальные услуги в период отсутствия потребителя в квартире будет производиться по новым правилам. Согласно изменения в жилищном законодательстве на возврат уплаченных средств могут претендовать только те жители, в чьих квартирах отсутствует техническая возможность установки индивидуального или общего (квартирного) прибора учета. Получить соответствующий документ можно у исполнителя коммунальных услуг.

Расчет платы за ЖКУ при отсутствии постоянно и временно проживающих граждан

Следующее изменение касается скорее тех, у кого в собственности несколько квартир. С 1 января при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, а также приборов учета объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Кроме того, если раньше количество временно проживающих определялось на основании заявления потребителя или протокола об административном правонарушении, составленного уполномоченным органом, то теперь достаточно акта, составленного исполнителем услуг.

Повышающие коэффициенты

Для тех, у кого приборы учета не установлены, с 1 января 2017 года применяется повышающий коэффициент к нормативу потребления - 1,5. Но есть исключение: строго по нормативу продолжат платить те, кто не имеет технической возможности установить прибор учета.

Что касается потребителей, которые не передают поставщикам показания счетчиков, то для них тоже предусмотрены неприятные санкции. Если ранее для граждан, не передающих показания приборов учета, расчет платы за электроэнергию и за услуги холодного и горячего водоснабжения в течение полугода производился на основании среднемесячных значений, то теперь этот срок сократился до трех месяцев. То есть в случае отсутствия данных три месяца абонент будет платить по-среднему, а затем - сразу по нормативу.

Какие изменения в сфере обращения с ТКО, проведения капитального ремонта и раскрытия информации об управлении МКД подготовил законодатель к концу 2016 года?

Об обращении с ТКО.

Напомним, первоначально предполагалось, что обращение с ТКО станет коммунальной услугой с 01.01.2016 (см. Закон № 458-ФЗ в первоначальной редакции). Затем Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ данный срок был перенесен на 01.01.2017 (подробно об этом было рассказано в статье С. Н. Козыревой «Обращение с отходами с 2016 года», № 2, 2016). Теперь согласно поправкам, введенным Законом № 486-ФЗ, указанный срок сдвинут еще на два года.

В соответствии с новой редакцией ч. 8 ст. 23 Закона № 458-ФЗ, а также ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО появляется при наличии заключенного между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО соглашения и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 01.01.2019. Напомним, что согласно прежней редакции данной нормы указанная обязанность наступала со дня утверждения тарифа и заключения соглашения.

Благодаря специальным указаниям в новых п. 3 и 4 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

  • соглашение между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональными операторами должно быть заключено не позднее 01.05.2018;
  • предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора представляются в регулирующий орган не позднее 01.07.2018.

Кроме того, до 01.01.2018 продлено действие Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (см. новую ч. 7 ст. 24 Закона № 458-ФЗ), а также установлено, что до той же даты применяются тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с данным законом (ч. 7 ст. 23 Закона № 458-ФЗ).

До возникновения у собственников и нанимателей помещений в МКД обязанности вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО сохраняется их обязанность оплачивать жилищную услугу по вывозу отходов.

О капитальном ремонте общего имущества в МКД.

Законом № 498-ФЗ в разд. IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» ЖК РФ внесены некоторые изменения, которые вряд ли можно назвать кардинальными. Скорее, они направлены на упорядочивание правоотношений по поводу проведения капитального ремонта. Кроме того, данные поправки влекут необходимость корректировки региональных законов о капитальном ремонте.

Состав работ по ремонту.

Согласно новой ч. 5 ст. 166 ЖК РФ работы по капремонту могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций МКД и (или) инженерных сетей дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства. Перечень работ, которые могут быть профинансированы за счет фонда, сформированного исходя из минимального размера взноса, приведен в ч. 1 этой же статьи. Регион может расширить данный список другими работами по капитальному ремонту. Собственники, уплачивающие взносы в размере выше минимального, по своему усмотрению определяют перечень работ. Введенные поправки дают возможность проводить более масштабные работы (только в отношении двух категорий элементов общего имущества), чем ранее. Понятия капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства приведены в ст. 1 ГрК РФ. Так, капитальным ремонтом признается замена или восстановление отдельных элементов несущих строительных конструкций, тогда как к реконструкции относится замена или восстановление таких конструкций в целом.

Бюджетные средства – часть фонда.

Согласно поправкам, внесенным в ч. 1 ст. 170 ЖК РФ, меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта (бюджетные субсидии) теперь образуют фонд капремонта. Эти средства также могут зачислять на спецсчет, открытый для формирования фонда по решению общего собрания (новый п. 5.1 ч. 1 ст. 177). О наличии и движении фонда (в том числе бюджетных субсидий) владелец спецсчета должен отчитываться в соответствии с законом помимо отчетности, предусмотренной правовыми актами о порядке предоставления субсидий.

Месяц – срок для ОМСУ.

Сразу в несколько норм ЖК РФ внесены дополнения, устанавливающие предельный срок (месяц) для выполнения определенных действий ОМСУ при пассивности собственников помещений (ранее сроки вообще не были предусмотрены):

  • ОМСУ принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в течение месяца со дня получения от органа ГЖН в соответствии с ч. 4 ст. 172 ЖК РФ информации о домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда и (или) не реализовали его (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ);
  • ОМСУ принимает решение о проведении капитального ремонта в соответствии с региональной программой, если собственники помещений, формирующие фонд ремонта в «котле», не приняли такое решение в течение трех месяцев после получения предложения регионального оператора. Решение должно быть принято ОМСУ в течение месяца со дня истечения срока, отведенного для принятия решения собственниками помещений (ч. 6 ст. 189 ЖК РФ);
  • ОМСУ принимает решение о переводе фонда капремонта в «котел», если собственники помещений, формирующие фонд на спец­счете, не провели ремонт в сроки, установленные региональной программой, и данный ремонт необходим. Решение принимается в течение месяца со дня получения уведомления об этом факте (ч. 7 ст. 189 ЖК РФ).

Также установлены временные ограничения для принятия решения об определении регионального оператора в качестве владельца спецсчета в случае, если собственники помещений не провели собрание или не реализовали принятое решение о выборе владельца счета или об изменении способа формирования фонда в случае, когда владелец спецсчета прекратил управление МКД, было принято решение о его ликвидации либо он был признан банкротом. Итак, ОМСУ должен уложиться в те же сроки, что и собственники помещений (два месяца со дня прекращения управления домом владельцем спецсчета) (ч. 9 ст. 175 ЖК РФ).

Отчетность по спецсчету.

В связи со вступлением в силу Закона № 498-ФЗ более открытой должна стать информация о состоянии фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете. Так, согласно дополнениям в ч. 3 ст. 172 ЖК РФ владелец счета должен отчитываться перед органом ГЖН в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта РФ, передавая ему следующую информацию:

  • о размере средств, начисленных в качестве взносов;
  • о размере средств, поступивших в качестве взносов (так было и ранее);
  • о размере средств, израсходованных со спецсчета на капитальный ремонт;
  • о размере остатка средств на спецсчете (так было и ранее);
  • о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.

Если решением общего собрания на какое-либо лицо, не являющееся владельцем специального счета, возложены полномочия по выставлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт (ч. 3.1 ст. 175 ЖК РФ), данное лицо обязано представлять владельцу счета в порядке и сроки, которые установлены региональным законом, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт (новая ч. 3.2 ст. 175).

В соответствии с изменениями в ч. 7 ст. 177 ЖК РФ не только собственник помещения в МКД вправе обратиться в банк и ко владельцу спецсчета за получением информации о сумме зачисленных платежей собственников, остатке средств, всех операциях по счету. Теперь аналогичное право есть у органа ГЖН, таким образом получившего возможность проверить достоверность отчетности владельца спецсчета.

О переводе фонда из «котла» на спецсчет.

Поправками, внесенными в ч. 5 ст. 173 ЖК РФ, вдвое сокращен срок вступления в силу решения о прекращении формирования фонда кап­ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда на спецсчете. Ранее оно начинало действовать через два года после направления региональному оператору решения общего собрания, если меньший срок не был установлен региональным законом (при этом наличие задолженности по кредиту на капремонт было препятствием для изменения способа формирования фонда ранее и является таковым в настоящее время). Теперь данный срок составляет один год.

Добавим, что на основании выводов, сделанных в Постановлении КС РФ от 12.04.2016 № 10-П, суды уже удовлетворяют требования собственников помещений о незамедлительном изменении способа формирования фонда, если решение о формировании фонда в «котле» было принято ОМСУ без соблюдения требований об информировании собственников, инициировании общего собрания.

Капитальный ремонт после чрезвычайных ситуаций.

В часть 6 ст. 189 ЖК РФ введены новые положения, согласно которым при возникновении чрезвычайных ситуаций решение о проведении ремонта (перечне работ, сроках выполнения, смете расходов и источнике финансирования) принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ. Капитальный ремонт проводится без включения дома в краткосрочный план реализации региональной программы и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, за счет средств регионального оператора, определенных в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.

Поскольку дополнение внесено в ч. 6 ст. 189 ЖК РФ, оно распространяется лишь на ремонт домов, собственники помещений в которых формируют фонд на счете регионального оператора.

Также изменения коснулись порядка отбора региональным оператором кредитной организации, в которой открыт счет (специальный счет) и которая должна соответствовать требованиям ч. 3 ст. 180 ЖК РФ, и порядка перевода счетов в такую кредитную организацию. Срок отбора перенесен до 01.03.2017.

О раскрытии информации.

Самым ожидаемым и одновременно самым спорным стал Закон № 469-ФЗ, который изменил сроки наступления ответственности за наполнение информацией ГИС ЖКХ. Этот закон также восстановил обязанность публиковать сведения на сайте www.reformagkh.ru в качестве лицензионного требования. Кроме того, закон содержит иные поправки. Рассмотрим их по порядку.

Размещение информации в ГИС ЖКХ.

Обязанность лиц, управляющих МКД, размещать в системе информацию предусмотрена ч. 18 ст. 7 Закона № 209-ФЗ , а также ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ. В последней из указанных норм говорится, что порядок, состав, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХ сведений об управлении МКД устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. Теперь здесь появилась приписка: если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Особый порядок действия ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ изложен в ч. 5 ст. 6 Закона № 263-ФЗ , в которую были внесены изменения. Итак, по истечении четырех месяцев после дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ на территории субъекта РФ положения ч. 10.1 ст. 161 применяются в соответствующих субъектах РФ. При этом:

  • с 01.07.2017 положения ч. 10.1 ст. 161 применяются для всех субъектов РФ, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя (ранее был установлен единый срок – с 01.07.2016);
  • с 01.07.2019 положения ч. 10.1 ст. 161 применяются для Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.

По информации, размещенной на сайтах ГИС ЖКХ и Минком­связи, соглашения об опытной эксплуатации системы заключены в 82 субъектах РФ, а по состоянию на 02.06.2016 вступили в силу соглашения с 66 регионами. Иначе говоря, размещать весь объем информации управляющим МКД на большей части территории страны необходимо.

Приведенные требования продублированы в ст. 12 Закона № 209-ФЗ. Так, согласно новой редакции ч. 4 поставщики информации обязаны размещать ее в системе с 01.07.2017, за исключением нескольких категорий поставщиков, для которых установлен иной срок. К примеру, поставщики информации, осуществляющие деятельность на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, должны публиковать сведения в системе с 01.07.2019 (исключения перечислены в ч. 4.2 ст. 12 Закона № 209-ФЗ, они не касаются управляющих домами).

Однако будет ли применено наказание за невыполнение данного требования?

Ответственность за неразмещение информации в соответствии с законодательством РФ в ГИС ЖКХ или нарушение установленных законодательством РФ порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации предусмотрена ст. 13.19.2 КоАП РФ для лиц, осуществляющих деятельность по управлению МКД, а также для физических лиц, осуществляющих непосредственное управление домом, РСО, застройщиков МКД. Частью 2.2 ст. 6 Закона № 263-ФЗ установлено, что до 01.01.2018 (ранее – до 01.01.2017) положения ст. 13.19.2 КоАП РФ применяются только в отношении ИП и юридических лиц, являющихся лицензиатами, в части размещения в ГИС ЖКХ сведений, предусмотренных ст. 198 ЖК РФ. Кроме того, добавлено, что положения данной статьи в отношении лиц, осуществляющих деятельность на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, применяются с 01.07.2019 (дополнительно отметим, что изменения коснулись также сроков действия ст. 13.19.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность для иных поставщиков информации).

Таким образом, в настоящее время (как и ранее) наказуемым является лишь неразмещение лицензиатами в ГИС ЖКХ информации, указанной в ст. 198 ЖК РФ. Напомним, что до вступления в силу Закона № 469-ФЗ обязанность размещать в системе сведения о перечне домов в управлении была установлена с 01.08.2015 положениями ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».

Теперь соответствующие указания появились в Жилищном кодексе. Это нововведение не принесло новых обязанностей, однако его следует оценить положительно, поскольку однородные требования (о раскрытии информации) теперь содержатся в одном документе, а не разрознены по нескольким федеральным законам. Причем важно, что ст. 198 ЖК РФ больше не требует размещать такие сведения на сайте www.reformagkh.ru (впрочем, это не означает, что такой обязанности больше нет). Перечень сведений, подлежащих раскрытию, приведен в Приказе Минкомсвязи РФ № 368, Минстроя РФ № 691/пр от 29.09.2015. Согласно поправкам, внесенным в ч. 4 ст. 198 ЖК РФ, право управлять домом зависит от размещения лицензиатом сведений о доме именно в системе, а не на официальном сайте для раскрытия информации.

Следующий важный момент заключается в том, что вполне ожидаемо размещение информации в ГИС ЖКХ станет лицензионным требованием. Если точнее, ч. 1 ст. 193 ЖК РФ (перечень лицензионных требований) была дополнена п. 6.1: соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных ч. 10.1 ст. 161 настоящего кодекса. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 469-ФЗ положения п. 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ применяются с 01.01.2018, а на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя – с 01.07.2019. Логично предположить, что к этому моменту в ст. 14.1.3 КоАП РФ будет внесено изменение, согласно которому по данной статье лицензиаты привлекаются к ответственности за нарушение лицензионных требований, кроме требования к размещению информации в ГИС ЖКХ.

В связи с переносом контрольных сроков размещения в системе сведений в полном объеме также были сдвинуты следующие сроки:

  • до 01.01.2018 (а в городах федерального значения – до 01.07.2019) приостановлено действие ст. 47.1 ЖК РФ в части проведения общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ;
  • с 01.01.2018 отсутствие в системе информации о размере платы (либо наличие данных, отличающихся от представленных в бумажном платежном документе) будет означать, что платежный документ не подан (исключение касается территорий городов федерального значения, для них этот срок – 01.01.2020). Начиная с этих же дат срок внесения потребителем платы привязан к размещению информации о размере платы в ГИС ЖКХ, а не к представлению бумажного счета.

Раскрытие информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации.

Известно, что с 01.07.2016 (когда у управляющих МКД появилась обязанность размещать информацию в ГИС ЖКХ, а также прекратила свое действие ч. 10 ст. 161 ЖК РФ в соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона № 263-ФЗ) многие управляющие стали игнорировать обязанность по наполнению сайта www.reformagkh.ru, причем даже заручившись поддержкой ОМСУ и органа ГЖН. Однако вряд ли таково было намерение законодателя. Ведь ГИС ЖКХ еще не заработала в полной мере, а Стандарт раскрытия информации предполагает предоставление потребителям сведений не только через Интернет, но и путем ответа на запросы . Время показало, что, действительно, нельзя было забывать про сайт www.reformagkh.ru.

Дело в том, что в ч. 3 ст. 5 Закона № 469-ФЗ указано: положения п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ подлежат применению до 31 декабря 2017 года включительно, а на территориях субъектов РФ – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя – до 30 июня 2019 года включительно.

Вспомним, что согласно п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ лицензионным требованием является соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. В свою очередь, в этой норме сказано, что УК обязана обеспечить свободный доступ к информации о своей деятельности в соответствии со Стандартом раскрытия информации. Согласно ч. 4 ст. 6 Закона № 263-ФЗ в редакции Закона № 469-ФЗ положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ применяются до 01.01.2018 (ранее – до 01.07.2016), а на территориях городов федерального значения – до 01.07.2019.

При этом осталось неизменным второе предложение ч. 4 ст. 6 Закона № 263-ФЗ, на основании которого по истечении четырех месяцев после дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ не применяются на территориях субъектов РФ, заключивших соответствующие соглашения. Означает ли это, что в так называемых пилотных регионах, коих в настоящее время очень много, раскрытие информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации не является лицензионным требованием? По нашему мнению, нет: в п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ есть ссылка только на требование, установленное ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. Данное требование является обязательным для всех лицензиатов независимо от региона присутствия. За его нарушение назначают административный штраф по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Плата за коммунальные ресурсы на ОДН.

Помимо всего прочего, Законом № 469-ФЗ в ст. 154 ЖК РФ внесены поправки, важные для применения новых правил об оплате расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, в составе платы за жилое помещение, которые вступили в силу 01.01.2017.

Так, согласно новой ч. 5 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с ТКО, в том числе плату за холодную и горячую воду, электроэнергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в следующих случаях:

  • при непосредственном управлении домом собственниками помещений;
  • если собственники не выбрали способ управления домом или выбранный ими способ не реализован.

Таким образом, если в доме отсутствует управляющий (УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК и т. д.), собственники вносят плату за коммунальные услуги, как и раньше, в полном объеме (в том числе на ОДН), а плата за содержание жилого помещения не включает в себя расход воды, электроэнергии, а также плату за отведение стоков в целях содержания общего имущества. Конкретизацию и развитие это правило получило в новеллах, введенных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 в Правила предоставления коммунальных услуг.

Изменения в нормах жилищного законодательства, вступившие в силу в самом конце 2016 года, не являются революционными. Частью из них были сдвинуты сроки начала действия новых правил работы, а частью – нормы ЖК РФ были приведены в соответствие реалиям.

Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ.

Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Федеральный закон от 21.07.2014 № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731.

В статье Е. В. Емельяновой «Раскрытие информации с 01.07.2016» (№ 7, 2016) был обоснован подход, почему обязанность соблюдать Стандарт раскрытия информации сохранена и, главное, какие санкции могли быть применены к нарушителям требований данного стандарта.

В связи с обращениями, поступающими в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу возможности установления объема потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, ниже нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленных субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года, сообщаем следующее.

Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.

В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

По мнению Минстроя России, исходя из буквального толкования данной нормы следует, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 г. следует утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления. В соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Таким образом, после утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме размер платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме будет определяться размером соответствующего норматива потребления.

Между тем необходимо отметить, что в силу пункта 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Правила № 306), нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к Правилам № 306. При наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении № 2 к Правилам № 306, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены.

Кроме того, согласно пункту 9 Правил № 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.

На основании изложенного устанавливаемые субъектами Российской Федерации нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества будут учитывать результаты проведения энергосберегающих мероприятий в многоквартирном доме.

А.В. Чибис

Обзор документа

С 01.01.2017 в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав платы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной, горячей воды, электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества, отведения сточных вод (далее - расходы).

При первоначальном включении расходов в плату их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный регионом по состоянию на 01.11.2016. Для первоначального включения решение общего собрания собственников не требуется.

При этом, по мнению Минстроя России, размер расходов может быть менее размера норматива. В частности, это возможно при расчете размера расходов по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Для включения расходов в состав платы в размере ниже норматива решения общего собрания собственников также не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.



В продолжение темы:
Android

Популярная социальная сеть ВКонтакте позволяет находить новых друзей и держать контакт со всеми близкими. Помимо этого, каждый пользователь может делиться собственными...